- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Автор не я, откуда брал - уже сейчас не помню, но все что будет опубликовано далее - чистая правда))
Выкладывать буду частями.
Итак , читаем)
Предисловие.
Я очень хотел на корабль, я им бредил, днём и ночью главным моим желанием, навязчивой идеей было стремление попасть на корабль.
Казалось, что о них я знаю почти всё, я знал да же, почему гражданское судно нельзя называть гордым словом «корабль», именно потому, что оно гражданское, и имя ему - «судно».
(Правда это слово, «не очень», - больничной койкой отдаёт.)
Другое дело «корабль»!
И вот свершилось.
С божьей помощью, с помощью друга детства моего отца и при огромном моём желании, я всё-таки туда попал.
Это случилось 31 декабря 1987 года. Надо же, 20 лет прошло, а я всё помню.
Корабль восхищает. Впервые попав туда, удивляешься огромным его размерам, многочисленностью лабиринтов, палуб и помещений.
И ещё чувство, к которому со временем привыкаешь - чувство, что он «живой».
Он гудит, подрагивает, в его недрах постоянно идёт работа. Когда ты прослужил достаточный срок и вдруг, по какой-нибудь аварийной причине происходит обесточивание корабля, тебя поражает внезапно наступившая тишина и тут ты понимаешь – корабль «умер».
Первые месяцы (один или два), требуются вновь прибывшему моряку, на то, что бы изучить корабль.
Происходит это эффективным и давно отработанным способом.
Во время своего перемещения, тебе встречаются другие твои сослуживцы и они (кому не лень), начинают задавать тебе вопросы:«Слышь, боец! Как пройти из 24-ого тамбура в ПЭЖ»? Или «Алё военный! Доложи-ка, куда ведет аварийный выход из кормовой электростанции?».
Прикольно наблюдать, как такой вот «военный», начинает перечислять помещения, которые надо пройти, что бы например из столовой, попасть в носовой гальюн.
Конечно, по началу, он путается, путался и я. И если это происходит, тебя отсылают проверить и посмотреть неверно названный тамбур (на корабле любое помещение имеет название).
Такие «пробежки», в конце-концов приносят плоды, в твоей голове сначала не совсем ясно, но затем всё чётче и чётче вырисовывается трёхмерная модель корабля. Силой своей мысли, ты можешь проникнуть в любой его уголок, и как в компьютерной игре, пройти по нему от юта и до бака.
Тебе предстоит изучить ещё много чего, свою матчасть, назначение команд подаваемых звонками, главы из устава, но пожалуй самое важное и первое, что учит «вновь прибывший» – «Книжку боевой номер».
Это такая маленькая красная книжется, которую каждый моряк, постоянно носит с собой. И её надо знать наизусть, слово в слово.
Добавлено 17:08:18 16-07-2010 :
«Книжка боевой номер» - индивидуальна и в принципе, в ней расписана вся твоя корабельная жизнь, все твои действия, при любых возможных ситуациях.
По мере движения по службе, твой боевой номер меняется, а вместе с ним, меняется и книжка.
Служба корабельного моряка подразделяется на 4-ре официальные категории.
1. Несение службы на якоре.
2. Несение службы в море.
3. Несение службы при плавании в узкостях.
4. Несение службы по боевой или аварийной тревоге.
В последний год, я получил боевой номер 5-8-32, это означало, что на якоре, я должен был нести вахту дозорного по живучести. За время вахты (за 4 часа), мне вменялось обойти весь корабль, и проверить его на предмет отсутствия задымлений, а так же течи. Обойти его нужно было, 2 раза).
При движении корабля в море, я нёс вахту в ПЭЖэ (посту энергетики и живучести). В мои обязанности входил контроль за работой турбин. Всего (на нашем корабле), этих турбин было - 4 штуки, каждая из них имела примерно по 50-т точек, с которых снималась определённая информация (температура, скорость вращения, давление и т.п.). Вот эти вот показания, я и записывал в специальный журнал.
При «плавании в узкостях» (к этому термину относится швартовка и движение корабля рядом с берегом), мне вменялось обеспечение аварийной связи между ходовым мостиком и ПЭЖем.
Так как, такая связь была нужна (теоретически), если вдруг перестанет работать «каштан» (так называется обычная связь, ну это такой микрофон, по которому отдают команды), то на этой вахте, я был предоставлен сам себе.
Это была шикарная вахта, пока другие моряки сидели в недрах корабля, я (с ходового мостика), любовался морскими красотами проливов Босфора и Дарданелл.
На меня никто не обращал внимания, место моё было слева по бору, как раз возле 18-ти кратного «визиря».
Иногда я смотрел в него, выискивая яхты, с полуголыми красавицами на борту.
По аварийной тревоге, моё место было в кормовой аварийной партии. Последний год службы я был её командиром и занимался тем, что проводил различные учения:
-Одеть противогазы и жаростойкие комбинезоны!
-Вооружить пожарные шланги (туда-то и туда-то!)
- Установить пластырь на такую-то переборку!
Это всё для показухи, на самом деле, эта вахта была то же, ни чё.
Старослужащие выставляли дозорных, а сами спали в помещении аварийной партии.
Помимо несения различных вахт, каждый моряк выполнял текущие работы.
Я например был электриком-слаботочником. Моё отделение (три человека), считалось элитой БЧ 5 (боевой части пять). В белых перчатках я конечно не ходил, но такое выражение: «Что б, привык по кораблю в белых перчатках ходить б, ты когда б, телефонию б в каюте старпома б, наладишь б!», слышал часто.
Кроме телефонии, в моё заведование входило управление турбинами, успокоителем качки, руля и все аккумуляторные батареи БЧ 5.
Надо сказать, что будучи командиром отделения слаботочников, я ежемесячно получал 500 гр «шила» (шилом у моряков называется спирт).
Но до всего до этого, было ещё далеко.
Было лишь 31 декабря 1987 года.
Добавлено 17:09:01 16-07-2010 :
Начало.
Всем известно, что «вначале было слово».
Главное слово на корабле – «приборка».
По громкой связи, это слово, произносится 8-мь раз в сутки: «Начать приборку! Окончить приборку! Начать приборку! Окончить приборку!», получается, что приборку делают в день - 4 раза.
Заметьте, давно прошли те времена, когда в качестве тяги использовался уголь. Сегодня корабли плавают на солярке. И конечно ежедневная 4-ех разовая приборка (по сути своей) не нужна.
Но что значит суть, по сравнению с флотскими традициями.
А что значит «приборка»? Думаете подмели веничком палубу и всё? Нет!
На корабле веников, а по флотскому «голяков», нет.
У каждого есть своё место, где моряк осуществляет приборку.
Мне выделили центральный коридор, точнее его половину, противоположную половину, убирал другой моряк.
И так: в «обрез» ( таз), набирается вода, затем она разбрызгивается по палубе ( в центральном коридоре она покрыта линолеумом), и после разбрызгивания намыливается мочалкой и мылом.
Намыливается не а бы как, а так, что бы пена «стояла».
После этого, пена собирается ветошью, (вода в «обрезе» сменяется не один раз), напоследок, всё ещё раз протирается и вытирается «насухо».
Помимо этого, раз в неделю осуществляется «большая приборка», она длиться несколько часов. Во время которых, с мылом моется всё – палуба, переборки, подволок, пайолы, ну в общем всё, что попадается под руку.
Во время приборки, перемещения по кораблю запрещены, да бы не помешать морякам выполнять свой священный долг.
Женщины!
Обращаюсь к вам!
Если Вам, вдруг взбредёт в голову выйти замуж за моряка, вы можете смело возложить на него обязанность уборки дома, так как лучше моряка, никто никогда не уберётся!
На корабле произносят много разных слов, и процентов 90-то из них матерные.
Ну может не 90, может я загнул чуть-чуть, сойдёмся на 50%.
Матом ругаются все, точнее, не ругаются, на нём разговаривают.
Это обстоятельство вначале поражает и обескураживает, потом к нему привыкаешь и уже сам не замечаешь, как через слово или фразу с твоего языка слетают «фортели».
Послушали бы вы речи наших командиров, когда они ораторствовали перед строем.
Обычное «б ля», идёт через одно-два слова, выражения «покруче», через каждые 5-6, а уже «конкретные», через 10-12.
А ведь разговор ведётся о банальных вещах: о политической обстановки «б», о любви к партии и правительству «б», о дисциплине и боевых успехах «б», «б», «б».
За правильно сказанным словом, всегда идёт дело, но «слово» - важнее.
Добавлено 17:09:54 16-07-2010 :
Дело.
С немного пообтеревшегося молодого моряка, начинают требовать выполнения тех или иных поручений, а так же исполнения обязанностей предусмотренных профессией.
Поручения имеют характер просьб, отказать которым никак нельзя.
Сбегай туда, найди того, принеси то.
Когда указывают «адрес», или «направление» куда необходимо сбегать, это ещё ничего.
Это можно, бежишь себе в этом направлении, а мозг отдыхает. Зачем ему напрягаться, когда и так ясно - надо быть в прачке, или надо быть на юте. (Где ют, а где прачка, ты уже ранее заучил).
Ну а если попросят найти кого-нибудь, или что-нибудь принести, вот тут возникает задача по-серьёзнее.
Дело в том, что на флоте, не принято объяснять, как выполнить то, или иное поручение. На флоте поступают проще, там говорят: «Найди Квиквисквири. Что бы через 10 минут, он был у меня», или «Принеси сахару».
Соответственно, вся задача умственного плана ( ну надо же придумать, как и где добыть сахара, или кто такой Квиквисквири?), ложиться на того, кому обращаются с просьбой. В этом есть важнейшая суть воспитания настоящего матроса.
Матрос начинает не только «исполнять», он начинает «думать»!
Корабль развивает мозги у любого, у которого они есть, и только конченные дебилы ( а попадаются и такие, примерно один на сотню), остаются до конца срока «исполнителями».
Что касается профессиональных обязанностей, то и тут не жди скидок на то, что устройство телефона ( не говоря уже про устройство телефонной станции), ты впервые увидел на корабле.
Боже мой! Я и не представлял, что есть телефоны, которые работают от электричества, а есть «безбатарейные», (на корабле они на случай выхода из строя электросети).
А ведь телефон это тьфу, ерунда. Вот устройство пусковой станции турбинной установки, это да. Разница между ними такая же, как между аппендицитом и беременностью, нет лучше как между дуплом баобаба и дорогой млечного пути.
В общем ничего общего.
А разбираться с этим делом кроме тебя некому, а сделать надо, хоть расшибись.
Однажды, по глупости, я воткнул не тот блок в эту самую станцию.
Тот блок, что сунул я, был дюже похожий на предыдущий.
После того, как я подал питание, раздался жуткий взрыв, выгорело два жгута проводов, (штук 80-ть наверное) и ещё чего-то ( по мелочи).
В общем, в военное время, меня наверное расстреляли, ну или повесили бы.
А в тот раз время было мирным, плюс я не сказал никому, что это моя заслуга.
Вот первый раз признаюсь: это я виновен в чуть не произошедшем срыве, боевой задачи нашего корабля.
Кончилось всё тем, что я трое суток не отходил от «станции» и всё-таки починил её.
Я сам удивлялся потом, что это у меня получилось.
Кстати, мне за это объявили отпуск.
Правда потом его отменили, меня старпом поймал за жаркой курицы.
Во первых, я её естественно спёр, а во вторых подверг корабль большой опасности, так как жарил я её, не на камбузе, а в посту на самопальном керогазе. В общем курица пархнула за борт, вместе со сковородкой.
За время службы, кстати, мне 6 раз объявляли отпуск, но побывать в нём, мне так и не удалось.
Не везло как-то.
То матрос утопился и всем зарубили, то я напьюсь, то подерусь, а один раз, это на 1-е мая было.
Что-то я отвлёкся, потом расскажу.
Мораль в том, что корабль приучает полагаться лишь на свои силы, и невозможное, становится возможным.
Добавлено 17:10:28 16-07-2010 :
Романтика.
И всё же есть, в кораблях что-то романтичное.
Утречком , а лучше во время тревоги (что бы никто не мешал) забежишь на бак, ляжешь под волнорез (там с мостика тебя не видно). Закроешь глаза и слышишь только шелест ветра и звуки волн, разрезаемых форштевнем .
Мы (старослужащие), любили загорать под волнорезом. Турбин там не слышно и ощущение, как буд-то ты идёшь под парусом.
Кстати, существует заблуждение, мол моряки не плавают, мол плавает сами знаете что.
Так вот, если передвижение по морю происходит при помощи тех или иных двигателей, то применяется термин "плавать", а если вы под парусом или же на вёслах, то следует говорить "ходили".
Мы ходили на шестивесельных ялах. Это такие большие, деревянные лодки, где каждому моряку достаётся по веслу. На этом яле, можно ходить и под парусом.
Иногда, наши отцы-командиры, устраивали соревнование между кораблями, на предмет их быстроходности.
Если во время соревнования, моряк ломал весло (это свидетельствовало об усердии гребца), такому моряку объявляли отпуск.
А вот ещё непередаваемые ощущения, которые я попробую передать.
Стоим мы в точке, посреди Средиземного моря. Лето, жарко. И вот ночью, перед тем как заступить на вахту, ты ныряешь с юта в воду, а она, как парное молоко. Ложишься на спину и пялишься в необыкновенной красоты чёрное небо. А на этом небе такие звёзды, и кажется, что они совсем близко.
А когда опомнишься, то выясняется, что течением тебя отнесло метров на 70-т, и тут такая жуть берёт. Пока ты рысью плывёшь обратно, в голове пролетают картины разевающих пасть акул, спрутов и утопленников.
Можно себе представить загорание у воды, можно ночные купания.
Никогда не представить настоящий шторм, когда по левому и правому борту вырастают водяные горы. Они растут и растут, они уже выше мачт, и кажется, что эта стена воды вот-вот обрушится, поглотив собою корабль. Но "горы", достигнув критической высоты, начинают опускаться, а мы наоборот стремительно взлетаем вверх. И вот уже по бортам образуются пропасти, а корабль поднятый к небесам, ревёт вдруг обнажившимися винтами. Проходит мгновение, рухнув с высоты, мы взрезаем воду, и в этот миг, через клюзы (дырки для якорей), выбрасываются две огромных струи, которые перелетая через мостик, с грохотом падают на палубу.
А вслед кораблю, в полуметре от воды парит буревестник, он взлетает ввысь и падает вниз подчиняясь изгибам волн. Красота!
Если ты можешь стоять на ногах, если ты не лежишь зелёный, в полуобморочном состоянии, если вид моря, не вызывает у тебя мгновенную рвоту, ты можешь любоваться этим природным буйством.
Романтика.
Когда качает один день, это ничего. Народ конечно блюёт и в первый день, но на вахту все заступают в положенный срок.
Когда качает 2-3 дня, страдающие морской болезнью уже не поднимаются.
Однажды нас качало 5 суток. Корабль вымер.
По статистике, не переносят качку примерно 50% людей. Соответственно, за тех, кто не в состоянии нести вахту, заступают те 50%, которые в более-менее вменяемом состоянии. Нести вахту четыре через четыре, а иногда 8 через четыре ( восемь часов) – очень тяжело.
Но всё-таки тяжелее тем, кто лежит пластом, очнувшись только для того, что бы выдавить из своего желудка, хоть что-то ещё.
Остальные жуют гренки, (во время качки постоянно хочется есть), и тут очень кстати - гренки. Они бывают чёрными и белыми, за 4 часа вахты, ПЭЖ умудряется слопать пол-мешка.
Но всё когда-нибудь заканчивается, проходит и шторм. Мутить перестаёт, голова проходит и вот моряк, совсем недавно проклинавший факт своего рождения, вылезает на палубу, для того, что бы полюбоваться морским простором.
Красота!
Комментарии и собственные истории категорически приветствуются!
Я продолжаю.
Продолжаю выкладывать написаные НЕ МНОЮ записки, надеюсь. что автор будет не против )
========================================================================================================================
Добавлю немного от себя (да, первый абзац тоже мой
Перечитываю текст и вспоминаю свои дела.)
Несколько лет назад, уже после увольнения со службы, пришлось мне сдавать военным от промышленности оборудование связи на РК "Татарстан". РК не ракетный крейсер, ракетный корабль (как громко звучит ), которы в дальнейшем стал флагманом КФЛ. В прграмму заводских испытаний входит "испытание на мореходность" - это когда подбирается погода по заявленной мореходности корабля и в штормовых условиях проверяются все системы.
Вот и мы, дождались свежего ветра, волнение 5 баллов, самое то. Вышли. Каспийское море в плане волнения особенное, волны тут не идут чередом, как на нормальных морях, а гуляют как бы сами по себе, валы накатываются то слева то справа то ударит в нос. Кораблик хоть и приличных размеров для Каспия,102 метров в длину, но и не столь велик, поэтому болтало нас изрядно. Согласно приказов, во время заводских испытаний вахта несется совместно и представителями промышленности и командой, принимающей корабль. Поэтому мне приходилось сидеть, как когда-то, на вахте. Так вот, сижу в радиорубке, заходит мой наладчик и говорит, ужин был, и снова голодный, все за борт выкинул. Я говорю, у меня кусочек сала есть, будешь? Буду. Ну порезали, перекусили, он ушел. Через полчаса возвращается и говорит " Я понял. Сало надо резать мелкими кусочками" Я спрашиваю - почему? Отвечает " В раковине В ДЫРОЧКИ НЕ ПРОЛАЗИТ" До сих пор , при встре
РК "Татарстан" , флагман ККФ
И на этом мне пришлось ходить. Или летать..
Не знаю, читает ли ктонибудь .
Надеюсь что читает....
Я всетаки продолжу выкладывать .......
Завтра)
А как же не почитать???
Да тема то специфическая. а у нас тут все больше женщины)))
Я тоже почитываю, пропуская специфику, а вот про любимую собаку кэпа и зубная история - улыбнуло.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии