8 /495/ 678-27-30
Задайте Вопрос Специалисту

Главное меню

Калоприемники и уроприемники

 

 

 

Пресс-конференция руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы В.А. Петросяна по теме: "Социальная поддержка: адресность, мобильность, стратегия"

      Пресс-конференция руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы В.А. Петросяна по теме: "Социальная поддержка: адресность, мобильность, стратегия".

    

11 июня 2014 состоялась Пресс-конференция руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы В.А. Петросяна по теме: "Социальная поддержка: адресность, мобильность, стратегия"

В системе социальной защиты населения города Москвы в настоящее время функционируют 34 территориальных центра социального обслуживания (ТЦСО), 3 центра социального обслуживания на присоединенных территориях, которыми предоставляются необходимые социальные услуги, в том числе, и ветеранам Великой Отечественной войны.

В структуру Департамента социальной защиты населения города Москвы входят 290 учреждений.

·          управления социальной защиты населения административных округов– 11.

·          районные управления социальной защиты населения – 115.

·          стационарные учреждения социальной защиты населения – 38 ,в том числе: пансионаты для ветеранов труда – 10; психоневрологические интернаты – 17; детские дома-интернаты – 7;КСЖД "Митино"; СЖД "Марьино"; Дом для ветеранов сцены им. А. Яблочкиной, пансионат "Никольский парк".

·          ГБОУ Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 36.

·          Центры социальной помощи семье и детям – 26.

·          Территориальные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания –37 .

·          СРЦ для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков – 11.

·          ГКУ Центр социальной адаптации "Люблино".

·          ГУП "Моссоцгарантия".

·          ГАУ "Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы".

·          ГАУ "Центр информационных технологий".

·          ГКУ "Центр социальных выплат".

·          ГКУ "Дирекция по ремонтам и техническому обслуживанию учреждений города Москвы".

·          реабилитационные учреждения – 10,в том числе: центры реабилитации инвалидов – 3; ГБУ "Ресурсный центр для инвалидов"; СРЦ ветеранов войн и Вооруженных Сил; ГАУ "Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича"; ГБУ "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов"; ГБУ "Реабилитационный центр для инвалидов"; ГБОУ Специальная общеобразовательная школа №11 "Шанс"; ГБОУ "Центр социально-трудовой адаптации и профориентации".

·          ГБУ "Кризисный центр помощи женщинам с детьми-инвалидами".

В 2014 году социальными услугами воспользуются 2,5 млн москвичей, из них 140 тысяч одиноких маломобильных граждан получат социальное обслуживание на дому.

Первостепенное значение уделяется повышению качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, в т.ч. организации их досуга, оказания социально-медицинской, социально-правовой, социально-консультативной, реабилитационной помощи, материально-бытовому обеспечению, соблюдению санитарного и противоэпидемического режимов, обеспечению безопасности проживания в условиях учреждений социального обслуживания стационарного типа.

Существенно повышено качество социального обслуживания ветеранов и участников Великой Отечественной войны. В настоящее время их общая численность составляет около 150,5 тысяч человек.

Базовыми положениями городской политики по социальной поддержке ветеранов являются адресность и индивидуальный поход .

В целях выявления нуждаемости ветеранов Великой Отечественной войны в различных видах помощи, органами социальной защиты населения на постоянной основе проводится обследование условий жизни данной категории граждан.

На каждого инвалида и участника Великой Отечественной войны, вдову погибшего в период Великой Отечественной войны военнослужащего, труженика тыла заведен электронный социальный паспорт, отражающий социальный статус ветерана, нуждаемость и виды предоставленной помощи. На основе этих сведений сформирована база данных, которая постоянно актуализируется.

Начиная с 2011 года было проведено анкетирование 83 тыс. инвалидов, участников Великой Отечественной войны и, в том числе, 34 тыс. вдов инвалидов и участников войны, а также 18-ти тыс. одиноких тружеников тыла.

По результатам обследования, в первую очередь, были решены проблемы одиноких и одиноко проживающих инвалидов и участников войны, а также лиц, являющихся участниками обороны Москвы.

В 2012 году особое внимание было уделено вопросу удовлетворения потребностей одиноких вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

В 2013 году Департамент провел опрос ветеранов Великой Отечественной войны из числа одиноких тружеников тыла и совместно с другими органами исполнительной власти города провел работу по практическому удовлетворению выявленной нуждаемости.

В 2014 году данная работа продолжается – социальные работники совместно с ветеранской общественностью посетили с целью решения вопросов жизнеустройства, оказания помощи в социально-бытовом обслуживании, а также предоставления иных социальных услуг на дому 10 тыс. бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания и граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

В соответствии с указаниями Президента Российской Федерации Департамент, совместно с префектурами и управами, начиная с июня 2012 года, проводит работу по вручению персональных поздравлений Президента России ветеранам Великой Отечественной войны с юбилейными днями рождения, начиная с 90-летия. Поздравления, памятные подарки и цветы вручены более 23 тыс. юбиляров-ветеранов.

Ведется работа по оказанию адресной социальной помощи в виде товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников и стиральных машин) остронуждающимся ветеранам Великой Отечественной войны.

В первой половине 2014 года ветеранам бесплатно будет доставлено около 4 тыс. товаров длительного пользования. В настоящее время прорабатывается вопрос внедрения с июля текущего года электронного социального сертификата для приобретения бытовой техники той марки и технических характеристик, которые необходимы конкретному ветерану.

С 2013 года в Москве предоставляется электронный социальный сертификат на продовольственные наборы.

В 2013 году 476 ветеранов Великой Отечественной войны получили единовременную материальную помощь на оплату сложных операций и дорогостоящих лекарств на общую сумму 8,3 млн руб. С начала текущего года 98 ветеранам оказана данная материальная помощь на сумму 1,6 млн руб.

В последние годы особое внимание уделяется организации отдыха и оздоровления ветеранов.

В 2013 году в санаторно-оздоровительном комплексе "Камчия" (Республика Болгария) отдохнуло 3000 ветеранов войны и труда, а в 2014 году число отдыхающих будет увеличено до 4776 человек.

Ежегодно в Социально-реабилитационном центре ветеранов войн и Вооруженных Сил медико-социальная помощь оказывается 2100 ветеранов.

Одинокие и одиноко проживающие инвалиды и участники Великой Отечественной войны, которые по состоянию здоровья не могут воспользоваться своим правом на санаторно-курортное лечение, становятся участниками программы "Санаторий на дому".

В связи с принятыми решениями об увеличении финансирования данного проекта, количество обслуживаемых ветеранов увеличено до 5 тыс. человек, что на 2 тыс. больше первоначально запланированных показателей.

Продолжена работа Службы сиделок при Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил.

Принимая во внимание, что услуги медико-социальной помощи одиноким и одиноко-проживающим ветеранам Великой Отечественной войны, оказываемые Службой сиделок, востребованы ветеранами войны, Мэром Москвы С.С. Собяниным принято решение о дополнительном выделении 100 млн рублей для дальнейшего расширения данной Службы. В результате – ее услугами охвачено уже 700 одиноких лежачих фронтовиков.

В городе активно внедряется система "Тревожная кнопка" для организации неотложной помощи одиноким ветеранам войны через учреждения социальной защиты, здравоохранения и другие государственные структуры города Москвы. Оборудован диспетчерский пункт, где дежурная смена круглосуточно принимает сигналы от ветеранов. В обязанность диспетчеров входит: вызов "скорой помощи", спасателей, полиции, представителей социальных, коммунальных и других служб города, консультирование, оказание первичной социально-правовой помощи.

На сегодняшний день устройствами "Тревожная кнопка" обеспечены все инвалиды и участники Великой Отечественной войны, изъявившие желание их получить (более 23 тыс. человек).

Департаментом проводится работа по реализации проекта "Тревожный браслет", диспетчерский центр которого организован на базе Пансионата для ветеранов труда №1.

Проект предусматривает оперативное реагирование служб жизнеобеспечения на экстренные ситуации, которые могут угрожать жизни и здоровью человека, и позволяет в критической ситуации подать сигнал, который выводится на пульт оператора.

Персональное устройство выдается одиноким гражданам, имеющим хронические заболевания, преимущественно состоящим на надомном социальном обслуживании в ЦСО.

На сегодняшний день обеспечено 7700 граждан пожилого возраста персональными устройствами "Тревожный браслет".

В центрах социального обслуживания открыты дневные стационары для граждан пожилого возраста, успешно работают 42 подразделения мобильной социальной службы для организации оказания разовой социальной помощи одиноким ветеранам Великой Отечественной войны, а также гражданам пожилого возраста и инвалидам.

В подведомственных стационарных учреждениях (10 пансионатах для ветеранов труда и 17 психоневрологических интернатах) проживает более 16 тыс. человек.

В учреждениях стационарного социального обслуживания функционируют 15 патронажных отделений, в которых обслуживаются более 1800 москвичей.

Для ветеранов, находящихся на постельном режиме, во всех пансионатах открыты отделения милосердия, оснащённые специальным медицинским оборудованием (функциональные кровати различных типов, прикроватные столики, передвижные и стационарные опоры, подъёмные устройства и пр.). Медико-социальная помощь (физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, питание и пр.) таким больным оказывается непосредственно в комнатах.

В Пансионате для ветеранов труда №19 и Психоневрологическом интернате №23открыты отделения милосердия для лиц с онкологическими заболеваниями на 25 мест каждое, Пансионате для ветеранов труда №29 отделение для слепых и слабовидящих также на 25 мест. В Пансионате для ветеранов труда №17 создано отделение геронтопсихиатрического профиля на 205 коек.

В 2013 году началась реализация проекта по использованию электронного социального сертификата для оказания адресной продовольственной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, посредством Социальной карты москвича. Аналогичная технология будет применена в 2014 году для приобретения товаров длительного инвалидам и участникам ВОВ и технических средств реабилитации.

Информация о социальной поддержке семей с детьми

В Москве в настоящее время: – увеличивается количество замещающих семей (опекунских, приемных, семьях усыновителей) и воспитывающихся в них детей. За 3 года количество семей возросло на 14%, а количество детей – на 18% (2010 г.: семей – 11472, детей – 12665, 2012 г.: семей – 12597, детей – 14195, 2013 г.: семей – 13486, детей – 15396 (с 2012 года количество семей возросло на 7%, детей – на 8,4%); – за 2013 г. на 60% – 326 чел. увеличилось количество детей-сирот, устроенных на воспитание в приемные семьи (аналогичный показатель в 2012 г. – 204 чел.).

На 1 апреля 2014 года число приемных семей составило 1612семей, что на 44% больше по сравнению с 1 апреля 2013 года (1117 семей).

В городе около 200 приемных семей, воспитывающих 3- х и более приемных детей.

В 2014г. реализуется пилотный проект по предоставлению жилого помещения приемным семьям, в соответствии с которым в течение года планируется обеспечить жильем 20 приемных семей, принявших на воспитание 5 и более детей-сирот, из которых не менее трех детей в возрасте старше 10 лет и/или дети-инвалиды. Ожидается, что на воспитание в семьи за год будут переданы как минимум 100 детей, что составляет среднюю численность воспитанников одной организации для детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве.

В настоящее время уже сформировано 5 семей, в которые переданы 32 ребенка (включая детей с синдромом Дауна и детей старшего подросткового возраста).

В целях стимулирования семейного устройства с 1 мая 2013 г. в Москве увеличены размеры выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и введена дифференциация их размеров в зависимости от возраста, количества и наличия инвалидности у детей.

Денежные средства на содержание детей (не являющихся детьми-инвалидами), находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на каждого ребенка в возрасте:

от 0 лет до 12 лет – 15000 рублей в месяц;

от 12 лет до 18 лет – 20000 рублей в месяц.

Денежные средства на содержание детей (не являющихся детьми-инвалидами) семьям опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитывающим трех и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, на каждого ребенка:

в возрасте от 0 лет до 12 лет – 18000 рублей в месяц;

в возрасте от 12 лет до 18 лет – 23000 рублей в месяц.

Денежные средства на содержание ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей – 25000 рублей в месяц.

Благодаря этому количество семей опекунов, попечителей, приемных родителей, получающих выплаты на содержание детей, в 2013 г. увеличилось на 815 и составило 12 тысяч 415 семей.

В целях нематериального стимулирования опекунов (попечителей) проводятся различные конкурсы и общегородские праздничные мероприятия, направленные на повышение социального статуса семей, взявших на воспитание детей.

В рамках Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы" в 2014 году реализуются мероприятия, направленные на оказание социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, в т.ч. многодетным семьям.

В 2013 году остронуждающимся малообеспеченным семьям с детьми, а также многодетным семьям выдано 232,0 тыс. бесплатных продуктовых наборов, а также распределено 69,3 тыс. единиц вещевой помощи и обуви.

Помимо этого, в ноябре 2013 года в рамках празднования Дня матери многодетные семьи дополнительно обеспечены праздничными продуктовыми наборами в общем количестве 85,0 тыс. шт.

Справочно: с начала 2014 года малообеспеченным семьям с детьми выдано более 15,0 тыс. продуктовых наборов.

В целях совершенствования форм адресной социальной помощи, Департаментом принято решение о том, что с 2014 года малообеспеченным семьям с детьми оказание продовольственной помощи будет осуществляться как с использованием электронного социального сертификата (на основе "Социальной карты москвича", позволяющей обеспечиваться продуктами в продовольственных магазинах), так и в натуральном виде (для семей с детьми, не имеющих "Социальной карты москвича").

В 2013 году более 3,6 тыс. наиболее нуждающихся семей с детьми получили товары длительного пользования (холодильники, стиральные машины, телевизоры).

Справочно: с начала 2014 года товарами длительного пользования по линии ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения города Москвы" обеспечено более 2300 семей.

19 тыс. детей и подростков из малообеспеченных семей, посещающих отделения дневного пребывания несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания, в 2013 году обеспечены бесплатными обедами и полдниками. В период летних и зимних школьных каникул дети в отделениях обеспечиваются 3-х разовым питанием (включая также завтрак).

Справочно: с начала 2014 года питанием обеспечено около 6 тыс. несовершеннолетних.

В учреждениях социального обслуживания для семей с детьми, в т.ч. многодетных, проводится разнообразная культурно-массовая работа, регулярно организуются различные праздники, утренники, спортивные состязания, тематические лекции и занятия.

Помимо этого, Департаментом в 2013 году проведен ряд спортивных и культурно-досуговых мероприятий городского уровня (Праздничное мероприятие, посвященное Международному Дню защиты детей, Турнир по мини-футболу среди воспитанников социальных приютов для детей и подростков и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, Спортивное мероприятие "Веселые старты" и пр.).

Справочно: в 2014 году Департаментом также проведены указанные мероприятия и организован праздник, посвященный Международному дню семьи.

В 2013-2014г.г. Департаментом организованы автобусные экскурсии для семей льготных категорий.

Данные мероприятия проведены в целях повышения активности и эффективности культурно-массовой работы с семьями с детьми, состоящими на учете в учреждениях социального обслуживания, а также стимулирования развития познавательных способностей у детей из социально незащищенных категорий семей, как средства реабилитации и социальной адаптации.

В рамках экскурсий, помимо транспортного и экскурсионного обслуживания, семьям предоставлялись услуги гида, входные билеты в музеи, раусная программа с участием артистов, организация творческих конкурсов, викторин и др., питание (обед) на всех участников экскурсий, памятные подарки всем участникам экскурсий.

При формировании групп участников экскурсий приоритет отдавался многодетным семьям.

Всего в экскурсиях приняло участие около 10 тыс. человек.

В рамках празднования Нового 2014 года и Рождества Христова Департаментом для детей, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания, приобретено около 2,5 тыс. билетов с подарком на новогодние мероприятия, а также 6,5 тыс. новогодних подарков.

Справочно: всего в 2013 году центрами социальной помощи семье и детям, а также ТЦСО и ЦСО было обслужено более 393,3 тыс. чел.

В 2013 году Департаментом была продолжена работа по организации оздоровительного отдыха детей и семей, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания.

Дети и подростки обеспечены бесплатными путевками в санаторно-оздоровительные учреждения, расположенные в различных климатических зонах России (Подмосковье, Черноморское побережье).

Всего в прошлом году в оздоровительных учреждениях различного типа Департаментом организован отдых более 48000 несовершеннолетних, в том числе из многодетных семей.

Справочно: по состоянию на 02.06.2014г., Департаментом направлено на отдых около 500 детей.

В целях улучшения качества жизни малообеспеченных многодетных семей города Москвы, повышения уровня социальной защиты и формирования предложений по оказанию им дополнительной адресной социальной помощи с учетом индивидуальной нуждаемости в период с 27 ноября 2013 года по 31 января 2014 года проводился опрос малообеспеченных многодетных семей, имеющих место жительства в городе Москве.

Опрос проводился специалистами центров социальной помощи семье и детям и отделений социальной помощи семье и детям ТЦСО (их филиалов) путем заполнения анкет.

Полученные в результате опроса данные введены специалистами районных управлений социальной защиты населения в ИМБД с последующей передачей в ОИБД.

По итогам опроса была выявлена следующая нуждаемость:

  •         социальная помощь – 18,9 тыс. единиц;
  •         адресная помощь – 10,2 тыс. единиц;
  •         товары длительного пользования – 33,2 тыс. единиц.

В настоящее время органами и учреждениями системы социальной защиты населения города Москвы в индивидуальном порядке решаются вопросы удовлетворения выявленных потребностей малообеспеченных многодетных семей города Москвы.

В частности, семьи обеспечиваются билетами на различные культурно-досуговые мероприятия, оказывается содействие в предоставлении услуг различных специалистов (психологов, помощников для временного ухода за детьми, репетиторов), в записи детей в дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, направляются ходатайства по вопросу трудоустройства родителей, выдается продуктовая и вещевая помощь.

С апреля текущего года начата выдача многодетным семьям товаров длительного пользования. Департаментом ведется еженедельный мониторинг этой работы.

Помимо этого, в целях оказания социальной поддержки и защиты институтов многодетной семьи, материнства, отцовства, детства и российских семейных ценностей, решения иных социальных проблем, а также развития гражданского общества в городе Москве Департаментом оказывалось содействие в создании Региональной общественной организации "Объединение многодетных семей города Москвы".

В состав данной организации вошли социально активные представители общественных объединений, представляющих интересы многодетных семей от всех административных округов города Москвы.

Информация об итогах работы в 2013 году и задачах на 2014 год в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Одним из наиболее важных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право жить и воспитываться в семье. Это право закреплено в статье 123 Семейного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот.

Статистический анализ за 2012-2013 годы свидетельствует о том, что в городе Москве в сфере развития семейного устройства детей-сирот наблюдаются положительные тенденции.

По состоянию на 31 декабря 2013 года в Москве проживает 19 142 ребенка, оставшегося без попечения родителей. При этом более 80,6% из них (15422 чел.) воспитываются в семьях. По итогам работы в 2013 году мы перешагнули среднероссийский показатель семейного устройства детей-сирот и увеличили его по Москве на 3,6% по сравнению с 2012 годом.

За год число детей, проживающих в детских домах и иных учреждениях города Москвы, сократилось на 538 человек. Кроме того, за первый квартал 2014 года мы этот показатель увеличили еще на 0,7% (81,3% – 15725 детей).

За 2013 год снизилось на 9% (344 чел.) количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных. Этот показатель упал с 4079 в 2012 году до 3735 чел. в 2013 году. По состоянию на 1 апреля 2014 г. этот показатель снизился еще на 5% и составляет 3622 чел.

В городе ежегодно увеличивается количество замещающих семей и воспитывающихся в них детей. За 2013 год, по сравнению с 2012 годом, количество семей возросло на 7% (907 семей), а количество детей в них – на 8% (1128 детей) (12696 семей и 14294 детей в них – на 31 декабря 2012 г., 13603 семьи и 15422 ребенка в них – на 31 декабря 2013 г.).

За первый квартал 2014 года количество замещающих семей и детей в них увеличилось на 2% (на 251 семей и на 303 детей в них). Всего семей – 13854, детей в них – 15725).

Всего в 2013 году в замещающие семьи переданы 2028 чел., что на 12% больше, чем в 2012 году (1610 чел.).

Основной формой семейного устройства в городе Москве на протяжении ряда лет остается безвозмездная опека (попечительство), осуществляемая преимущественно родственниками детей, доля которой в 2013 г. составила 72% от общего количества детей, переданных на различные формы семейного устройства.

Доля усыновленных детей в 2013 г. составила 11%.

При этом активно развивается устройство детей в приемные семьи, которые можно считать профессиональной замещающей семьей. Доля детей, переданных в приемные семьи, в 2013 году составила 17% (2011 г. – 8%, 2012 г. – 13%). Количественно это составляет 350 детей. Аналогичный показатель 2012 года (204 чел.) превышен на 71%.

Для активизации работы по семейному устройству в городе принята Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве.

Разработан план мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве.

Финансовое обеспечение Модели осуществляется в рамках Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы", в которой с 2014 года предусмотрены мероприятия по семейному устройству детей-сирот. На 3 года (2014-2016 гг.) дополнительно на реализацию программы выделено 630 млн руб.

Ключевыми показателями и индикаторами эффективности работы по семейному устройству детей-сирот, являются:

1. Сокращение числа детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75% к 2016 году по сравнению с 2012 годом. За 2013 год нам удалось сократить этот показатель на 13%.

2. Увеличение доли детей, переданных на семейные формы, в общей численности ежегодно выявляемых детей, остающихся без попечения родителей, на 15%. Этот показатель за прошедший год удалось улучшить почти на 7%.

Для организации работы по достижению поставленных показателей в Москве в настоящее время созданы организационные условия – выстроена единая вертикаль управления организациями и специалистами в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Координация деятельности органов опеки и попечительства и всех организаций одним органом исполнительной власти – Департаментом соцзащиты, позволяет сделать систему семейного устройства детей-сирот управляемой и согласованной.

Полномочия по опеке и попечительству от 109 органов местного самоуправления переданы Департаменту социальной защиты населения города Москвы. Отделы опеки и попечительства созданы в 101 управлении социальной защиты населения районов города.

В ведение Департамента социальной защиты населения города Москвы переданы все организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях развития семейного устройства мы реформируем организации для детей-сирот в многофункциональные Центры содействия семейному воспитанию.

За 2013 г. было создано 5 центров содействия семейному воспитанию, которые с этого года становятся экспериментальными площадками для отработки новой модели учреждения.

В 2014 году мы планируем реорганизовать 24 организации для детей-сирот и 5 социально-реабилитационных центров, и создать на их базе 12 Центров содействия семейному воспитанию. В настоящее время осуществляется реорганизация 6 организаций для детей-сирот.

Сегодня более 120 детей-сирот находятся в 6 негосударственных организациях для детей-сирот, с которыми Департамент осуществляет тесное взаимодействие.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2013 г. №190-ПП Управлением подготовлен приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 14 июня 2013 г. №407 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы негосударственным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением услуг по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представлением им дополнительных гарантий по социальной поддержке".

В целях возмещения затрат на содержание детей Департаментом с 2013 года осуществляется субсидирование данных негосударственных организаций. За 2013 г. негосударственным организациям выплачены соответствующие субсидии общим размером в 18 629 222 руб. За первый квартал 2014 года выплачены субсидии в размере 1 440 000 руб.

В порядке эксперимента Департаментом на конкурсной основе определена негосударственная организация – Благотворительный фонд "Отчий дом" – которая приняла 50 детей-сирот города Москвы для содержания и воспитания. Дети размещены в "Пансионе семейного воспитания" в Одинцовском районе и проживают в комфортных условиях по семейному типу. Расходы на содержание детей сокращены по сравнению с государственным учреждением на 50%.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 декабря 2013 г. №722-РП создано Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр социальной (постинтернатной) адаптации" Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Данное учреждение представляет из себя многоквартирный жилой дом, рассчитанный на временное проживание 120 воспитанников. В настоящее время в центре заселены 17 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мы поставили задачу – коренным образом изменить процедуру устройства ребенка в семью и перейти от существующего в настоящее время преимущественно заявительного подхода к активно-поисковому.

В настоящее время система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью осуществляется, преимущественно, по запросам семей, желающих взять детей на воспитание. Для изменения этой ситуации мы уже начали работу по подбору для каждого ребенка совместимой с ним семьи и подготовкой ребенка для устройства в семью. По результатам данной работы формируются рекомендации, в соответствии с которыми будет осуществляться поиск подходящей семьи для ребенка.

Такой подход должен стать определяющим не только для организаций для детей-сирот, но и для школ приемных родителей, которых в городе в настоящее время 51. Сегодня создана электронная запись в школы приемных родителей на сайте Департамента, предоставлена возможность прохождения подготовки в шаговой доступности, в удобное время.

За 2013 г. в школах приемных родителей прошли подготовку 3088 человек. При этом в 2013 г. поставлено на учет семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью, 1827.

Для оказания содействия школам приемных родителей и организациям для детей-сирот в работе по семейному устройству создан Городской ресурсный центр содействия семейному воспитанию.

В целях развития семейного воспитания в Москве создана стабильная система материального стимулирования.

С мая 2013 года Правительством Москвы существенно улучшено материальное благосостояние лиц, взявших детей на воспитание. Увеличены денежные выплат на содержание детей, впервые введена их дифференциация в зависимости от возраста и состояния здоровья детей (от 15000 до 25000 руб.).

С 3 февраля 2014 г. началась реализация пилотного проекта по улучшению жилищных условий приемных семей с детьми старшего возраста и детьми-инвалидами. И его основной новацией является безвозмездное предоставление семьям-участникам проекта жилых помещений.

В течение 2014 года семьям будут предоставлены как минимум 20 квартир. В дальнейшем, в случае эффективности и популярности проекта, количество квартир будет увеличено.

В настоящее время заключены соглашения об участии в пилотном проекте с пятью семьями. Это семьи, которые уже имеют опыт замещающего воспитания.

Пилотный проект, по нашим оценкам, позволит до конца 2014 года передать на воспитание в семьи как минимум 100 детей, из которых не менее 60 старше 10 лет или являются инвалидами.

В области нематериального стимулирования опекунов (попечителей) в городе Москве проводятся мероприятия, которые позволяют по достоинству оценить работу замещающих семьи и сделать ее более привлекательной:

Важным направлением работы должно стать проведение на постоянной основе широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, пропагандирующих семейное устройство детей-сирот.

С этой целью уже в ближайшее время будет введен в эксплуатацию Интернет-портал регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В 2014 году запланировано:

размещение наружной рекламы на различных рекламных носителях: остановках наземного транспорта, вагонах и эскалаторных сводах Московского метрополитена;

трансляция аудио и видео-роликов на радиостанциях, мониторах в торговых и бизнес центрах, в московском метрополитене, аэропортах и кинотеатрах города Москвы;

организация фотовыставки в парках города Москвы с использованием фотоизображений и производной информации о детях (100 уличных стендах в не менее чем в 2-х парках города Москвы);

размещение на 3-х московских городских эфирных телеканалах видео портфолио 600 детей.

С 2013 года мы сделали традиционными общегородские дни Аиста, которые проходят два раза в год в последнюю субботу марта и октября.

В марте 2014 года мероприятие прошло во всех организациях для детей-сирот. При этом, наблюдается значительный рост интереса граждан к мероприятию – если в 2013 г. численность граждан, принявших участие в двух мероприятиях (в марте и октябре), составила 817 человек, то в 2014 г. уже только первый "День Аиста" организации посетили 833 человека. Из них 164 гражданина заинтересовались детьми.

Важная роль в работе по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отводится волонтерам и некоммерческим организациям.

Мы делаем все, чтобы учреждения открыли свои двери для общественности, имели "волонтерскую бригаду", которая оказывает содействие в реабилитационной работе с детьми, подготовке их к самостоятельной жизни, а также в их передаче в семьи граждан.

В настоящее время активно осуществляется взаимодействие организаций для детей-сирот с общественными, волонтерскими организациями ("Новая Евразия", "Под флагом добра", "Центр лечебной педагогики", "Милосердие", "Волонтеры в помощь детям-сиротам", "Кид Сейв" (KID SAVE), "Большие братья/Большие сестры", АНО "Про-мама" и др.).

Департаментом, в свою очередь, также подписаны ряд соглашений о сотрудничестве с НКО (АНО "Союз волонтерских организаций и движений", с организацией "Волонтеры – в помощь детям-сиротам", БФ "Измени одну жизнь").

С целью активизации этой работы Департаментом утвержден регламент взаимодействия организаций для детей-сирот с НКО, и утверждена типовая форма соглашения о сотрудничестве, а в текущем году будут проведены семинары по подготовке волонтеров к работе с детьми, находящимися в организациях.

Задача, которая стоит сегодня перед специалистами всех уровней – овладение новой философией работы, ценностями и убеждениями, формирование профессиональных компетенций и изменение профессионального менталитета специалистов в сфере защиты прав детей, ориентированного на семейное воспитание детей. Специалисты, работающие в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, должны также быть ориентированы на то, что помещение ребенка в организацию – это временная мера до возвращения ребенка родителям или его семейного устройства.

Департаментом разработаны модульные программы повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот, включающие вопросы семейного устройства детей-сирот и организовано обучение, которое в 2013 г. прошли 700 специалистов.

В 2014 году эта работа продолжается с учетом новых профессиональных стандартов специалиста органов опеки и попечительства, специалиста по работе с семьей, специалиста по социальной работе, утвержденных Министерством труда и социального развития (приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. №680н). Первая трудовая функция – обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье.

Кроме этого в текущем году будет учреждена московская городская премия за достижения в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи.

Планируется проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот и введение стимулирующих надбавок к заработной плате руководителям и работникам организаций для детей-сирот в соответствии с показателями по содействию семейному устройству воспитанников.

Информация о проводимой работе по социальной интеграции инвалидов в городе Москве (по состоянию на 31 мая 2014 г.)

В настоящее время в столице проживает около 1,2 млн (1 186 739) инвалидов, из них: около 14.4 тыс. – слабовидящие и слепые, более 6,6 тыс. – глухие и слабослышащие, 21,0 тыс. – инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата (в т.ч. более 10 тыс. чел. – инвалиды-колясочники), свыше 7,2 тыс.– инвалиды вследствие ДЦП, 46,1 тыс. – инвалиды с психическими расстройствами, 1,2 тыс. инвалидов с врожденной и приобретенной патологией спинного мозга. Детей-инвалидов в городе насчитывается 34,1 тыс. человек.

В общей численности инвалидов 6,7% составляют лица I группы инвалидности, 63,0% – II группы, 27,4% – III группы, 2,9% – дети-инвалиды.

Государственной программой города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы" (финансирование на мероприятия по социальной интеграции инвалидов на 5 лет (до 2016 г.) – около 160,8 млрд. рублей) установлены следующие целевые показатели, в т.ч.:

на 2013 год (финансирование – 28,6 млрд. рублей) :

  •         предоставить реабилитационные услуги 84% инвалидов;
  •         создать условия для трудоустройства 63,3% инвалидов (не менее 2,5 тыс. рабочих мест);
  •         обеспечить техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями 95% инвалидов;
  •         приспособить для доступа инвалидов 78% общественных зданий города.

на 2014 год (финансирование – 31,8 млрд. рублей):

·        предоставить реабилитационные услуги 86% инвалидов;

·        довести количество трудоустроенных инвалидов до 70,3%;

  •         обеспечить техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями 97% инвалидов;
  •         приспособить для доступа инвалидов до 80% общественных зданий города.

Реабилитация инвалидов

В системе социальной защиты населения города Москвы имеется разветвленная сеть подведомственных учреждений, деятельность которых направлена на оказание реабилитационных услуг детям-инвалидам.

Данная сеть развивается с учетом необходимости приближения реабилитационных услуг к месту жительства инвалидов, а также повышения доступности этих услуг.

Всего в городе созданы и функционируют 87 отделений социальной реабилитации инвалидов (в т.ч. 29 – для детей-инвалидов), 8 реабилитационных центров и 3филиала.

Всего в 2013 году услуги комплексную реабилитацию в системе социальной защите населения получили более 43,9 тыс. инвалидов. За 1 квартал 2014 года – услугу уже получили более 9,3 тыс. инвалидов.

Развиваются новые формы работы с детьми-инвалидами, деятельность реабилитационных учреждений перестраивается на активную помощь тяжелым инвалидам, в том числе обслуживание на дому мобильными службами, "дистанционная" реабилитация с применением Skype технологий (в 2013 году оказаны услуги более 1,7 тыс. тяжелым инвалидам, в 2014 году планируется охватить 2,7 тыс. чел.).

В существующей сети реабилитационных учреждений определены 7 экспериментальных площадок, на базе которых отрабатываются современные методы и технологии работы с отдельными категориями инвалидов (по зрению, вследствие психических заболеваний, ДЦП и др.).

Во всех административных округах города Москвы созданы молодежные площадки ("Живи, стремись и не сдавайся" (САО), "Инклюзивное трудоустройство людей с инвалидностью" (ЦАО), "Клуб молодых инвалидов и инвалидов-колясочников" (ЦАО), "Клуб ищущих работу" (СВАО), "Дайвинг-терапия" (ВАО), "Дистанционное обучение лиц с ограниченными возможностями" (ЗАО) и др.).

На базе Территориальных центров социального обслуживания работают 71 Клуб общения глухих и 1 Клуб общения слепоглухих (ЦАО, "Якиманка").

В целях внедрения в работу учреждений современных технологий и методик, повышения эффективности работы по предоставлению социальных услуг инвалидам создаются многопрофильные комплексы.

Московский научно – практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича реорганизован в Центр реабилитационных технологий, что позволяет предоставлять востребованные реабилитационные услуги в стационарной форме всем инвалидам независимо от возраста, имеющим ограничения в передвижении и одновременно реализовывать образовательные программы. (В 2013 году услугу по комплексной реабилитации получило 642 инвалида с ДЦП, из них 467 ребенка-инвалида с ДЦП, в 1 кв. 2014 г. – услуги уже получили 144 инвалида).

В Центре медико-социальной реабилитации инвалидов специализирующемся на реабилитационной работе с молодыми наиболее "тяжелыми" инвалидами, имеющими черепно-мозговые травмы и травмы позвоночника для проведения реабилитационных мероприятий и создается отделение для детей-инвалидов, в том числе со службой ранней помощи для детей от 0 до 3 лет, на 36 стационарных мест.

В ближайшее время в структуру Московского научно – практического реабилитационного центра для инвалидов вольется Центр социально-трудовой адаптации и профориентации инвалидов. Будет создана единая городская площадка интеграционных мастерских для молодых инвалидов с ментальными нарушениями.

В государственную систему социальной защиты населения города Москвы в период с 2012 года из системы образования города Москвы переданы 9 образовательных организаций (коррекционные школы, санаторные лесные школы, школы-интернаты для слепых детей, с заболеваниями сердца, системы кровообращения, эндокринной системы, детский церебральный паралич, психоневрологическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями), в которых обучается 1315 человек.

С переходом образовательных организаций в систему социальной защиты населения города Москвы появилась возможность создания единого реабилитационно-образовательного пространства для лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Комплексный реабилитационно-образовательный процесс предполагает организацию в учреждении оптимальных условий реабилитации с сохранением образовательного компонента для каждого гражданина с особыми потребностями от 3 до 45 лет.

Наряду с реабилитационными услугами дети с ограничениями жизнедеятельности получают образование по программам дошкольного (86 чел.), начального общего (377 чел.), основного общего (483 чел.), среднего общего образования (129 чел.) и программ профессионального общего образования (195 чел.).

В целях оптимизации и повышения эффективности предоставления реабилитационных услуг инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы и проблемами психо-неврологического профиля на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №44 путем присоединения санаторной школы-интерната №51 и Центра психолого-медико-социального сопровождения "Раменки" создан Комплексный реабилитационно-образовательный Центр, который обслуживает 280 человек в возрасте от 3 до 45 лет.

Для создания комплексного реабилитационно-образовательного Центра для инвалидов, имеющих ограничения способности к передвижению планируется реорганизация санаторно-лесной школы №11 путем присоединения к Московскому научно-практическому центру реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича.

Важнейшим элементом в формировании полноценной системы оказания социально-реабилитационной помощи инвалидам является использование потенциала негосударственных организаций.

ОАО "Реабилитационный центр для инвалидов "Преодоление" оказывается комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление утраченных в результате травм позвоночника двигательных функций организма, а также поддержание уже имеющихся или восстановленных. В 2013 году услугой воспользовались 401 инвалид, в том числе 10 детей-инвалидов с 14 лет. В 2014 году запланировано провести 537 курсов по комплексной реабилитации в указанном учреждении.

На базе Частного учреждения здравоохранения "Марфо-Мариинский медицинский центр "Милосердие" детям-инвалидам и инвалидам молодого возраста вследствие ДЦП, включая имеющих нарушения интеллектуального развития, оказываются услуги по медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации. В 2013 году 278 детей-инвалидов и молодых инвалидов-москвичей (до 23 лет) получили услуги Центра. В 2014 году запланировано оказать услуги не менее 250 чел.

В текущем году, также как и в 2013 году 120 инвалидов города Москвы могут получить услуги в ООО "Реабилитационный центр "Три сестры" – это "многопрофильный восстановительный центр" международного уровня, в котором созданы оптимальные условия для восстановления после перенесенных заболеваний и травм.

В 2013 году на базе ФГУ "Лечебно-реабилитационный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации оказаны услуги по проведению комплексной реабилитации инвалидов-москвичей 1 группы и 2 группы, имеющих 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности в возрасте от 18 лет (178 курсовв рамках круглосуточного стационара (21 день); 90 курсов в рамках дневного пребывания (14 дней); 8 курсов в рамках дистанционного проведения (14 дней).

В 2014 году запланировано провести 247 курсов в стационарной форме и 60 курсов комплексной реабилитации на дому, используя "SKYPE-технологии".

ЗАО "Научно-производственным центром "Огонек" оказываются услуги по обследованию состояния детей-инвалидов с ортопедо-неврологической патологией, а также по комплексной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов вследствие детского церебрального паралича или имеющих стойкий неврологический дефицит другого генеза. В 2013 году 66 детей-инвалидов получили услуги по комплексной реабилитации. В 2014 году намечено провести комплекс реабилитационных услуг 96 детям-инвалидам.

На базе центра развиваются программы реабилитации для детей со спинномозговой грыжей и детей-инвалидов с заболеванием аутизм.

В целях внедрения современных инновационных методов комплексной реабилитации детей-инвалидов широко применяются методы реабилитации с использованием животных. За счет средств городского бюджета ежегодно 128 детей-инвалидов получают услуги по иппотерапии, более 30 детей-инвалидов по канистерапии с использованием специально отобранных и обученных собак.

Продолжается работа по реабилитации и оздоровлению за рубежом.

В 2013 году указанные услуги предоставлялись в здравницах Республики Словения, Израиля, Украины. Услуги получили 3974 ребенка-инвалида и инвалидов молодого возраста (с сопровождением).

В текущем году в зарубежных здравницах услугу получат более 4 тыс. детей-инвалидов и молодых инвалидов, включая сопровождение.

Возобновлена программа реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов вследствие ДЦП методом кондуктивной педагогики в Венгрии. Услугу получат 300 человек с сопровождением.

По поручению Мэра Москвы Департаментом в текущем году проведено комплексное обследование различных категорий граждан, в т.ч. тяжелых инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

По итогам опроса 145 тыс. инвалидов I группы выявлено, что в реабилитационных услугах нуждаются 6081 инвалидов I группы. В 2013-2014 гг. оказаны услуги 2614 инвалидам. Предоставление услуг продолжается.

В апреле 2014 года завершено обследование семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Опросом были охвачены 30164 проживающих в семьях детей-инвалидов, при этом более 2,2 тыс. чел. отказались от обследования.

Опрос выявил, нуждаемость детей-инвалидов в реабилитационных услугах – 13365 чел., из них эти услуги уже оказаны порядка 13% детей-инвалидов (более 1,6 тыс. чел.).

Стоит задача обеспечить безусловное предоставление инвалидам (детям-инвалидам) в полном объеме и установленных действующим законодательством государственных гарантий по комплексной реабилитации.

Для этого реабилитационная сеть должна развиваться с учетом приближения к месту жительства инвалидов, обеспечения "активного" патронажа выявляемых индивидуальных потребностей и адресного подхода к их удовлетворению.

В этой связи в порядке эксперимента предлагается создать в каждом административном округе Мини-центр по реабилитации детей-инвалидов с ДЦП и аутизмом.

Мини-центры должны располагаться в "шаговой" доступности от места проживания реабилитантов, желательно в центральной части округа на территории, адаптированной для инвалидов, имеющих ограничения в передвижении.

Предлагаемый проект позволит сформировать для этой категории граждан реабилитационную систему, построенную на единых принципах раннего и адекватного вмешательства, преемственности и непрерывности.

В целом к 2016 г. потребность инвалидов в реабилитационных услугах будет удовлетворена на 90%.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ)

Правительством Москвы поставлена задача к 2015 году полностью удовлетворить потребность инвалидов в технических средствах реабилитации. В целом на ТСР из бюджета города планируется израсходовать за пять лет более 7,5млрд. рублей, в 2013 – 1,49 млрд. руб. в 2014 – свыше 1,5 млрд. руб.)

В течение 2013 года техническими средствами реабилитации обеспечено 133 тыс. инвалидов или 94,5% от общего количества нуждающихся в обеспечении ТСР. В 2014 году техническими средствами реабилитации запланировано обеспечить 136 тыс. инвалидов, доведя долю обеспеченных ТСР инвалидов до 97,2% от общего числа нуждающихся.

На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (абсорбирующим бельем, техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и др.) в 2014 году предусмотрено более 2,6 млрд. руб., из них: городской бюджет: более 1,5 млрд. руб., федеральный бюджет: более 1,1 млрд. руб.

За 4 месяца 2014 года в городе Москве более 45 тыс. инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности обеспечены:

  • 72 252 единицами ТСР в рамках федерального перечня на общую сумму 214,9 млн руб. (14284 человек);
  • 7 650 единицами ТСР в рамках городского перечня на общую сумму 104,8 млн руб. (6141 человек);
  • 77 584 единицами ПОИ в рамках федерального перечня на общую сумму 700,8 млн руб. (27814 человек);
  • абсорбирующим бельем на сумму 139,1 млн руб. (40724 человек).

В целях повышения качества и уровня обеспечения инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации, информирования населения о новых реабилитационных технологиях, а также совершенствования системы подготовки кадров для работы в этой сфере функционирует ГБУ "Ресурсный центр для инвалидов".

В системе учреждения функционирует Мобильная служба, основными задачами которой является доставка ТСР инвалидам, медико-техническая экспертиза используемого инвалидом ТСР, его мелкий ремонт, обучение инвалида пользованию ТСР на дому.

Развивается сеть служб проката. В каждом административном округе города Москвы при учреждениях социальной защиты населения функционирует такая служба (в том числе с предоставлением в прокат населению инновационных тренажеров "Мотомед").

Вместе с тем, закупка технических средств реабилитации по итогам проведения конкурсных процедур не всегда позволяет обеспечить инвалидов в установленные сроки качественными, высокотехнологичными изделиями.

В этой связи, в 2014 году планируется внедрение нового направления в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации посредством электронного социального сертификата.

В последние годы вопросы предоставления государственных услуг, как в форме социального сертификата, так и в электронном виде, приобрели особую актуальность.

Внедрение социального сертификата позволит обеспечить для инвалида вариативность решения вопроса обеспечения его ТСР, у инвалида сохраняется право обеспечения ТСР в натуральном выражении и одновременно вводится механизм получения услуги в монетизированном виде.

В настоящее время проект распорядительного документа согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и будет рассмотрен на заседании Правительства Москвы 10 июня 2014 года.

Создание безбарьерной среды.

На создание безбарьерной среды в 2013 году было выделено 1,5 млрд. руб. бюджетных средств, столько же выделяется и в 2014 году.

В 2013 году полностью или частично приспособлено 78% от общего количества социально значимых объектов. В 2014 году планируется приспособить до 80% от общего количества объектов.

Продолжается приспособление жилого фонда и дворовых территорий.

В квартирах, устанавливается потолочная подъемная система, позволяющая перемещаться в любую точку квартиры.

Всего установлено 543 потолочных подъемных систем, а в 2013 году – 161. В 2014 году запланирована установка 142 систем.

Продолжается установка в подъездах жилых домов подъемных платформ.

В 2013 году на эти цели было предусмотрено 180 млн руб., что позволило установить 102 платформы. В 2014 году запланирована установка 107 платформ.

В 2013 году реализован проект – Портал открытых данных Правительства Москвы, в рамках которого на портале data.mos.ru можно увидеть объекты городской инфраструктуры, с указанием атрибута – "доступность" т.е. подробной информации об их приспособлении для четырех категорий инвалидов (на креслах-колясках, с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха). В настоящее время обследовано свыше 90 тыс. объектов городской инфраструктуры. Наполнение портала продолжается.

Важной задачей остается вопрос приспособления для инвалидов общественного транспорта. Общее количество низкопольных автобусов по состоянию 01.01.2014 года составляет 5 269 ед. (более 70% от всего парка автобусов) и низкопольных троллейбусов 948 ед. (58% от всего парка троллейбусов), низкопольных трамваев -10%.

На текущий момент 27 станций Метрополитена оснащены лифтами, в том числе 6станций Монорельсовой транспортной системы, 39 станций оснащены тактильными ограничительными линиями, 174 станции оснащены системой звукового оповещения слепых о прибытии поезда.

Одним из острых вопросов стоит проблема создания на московских пляжных зонах необходимых условий для инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности, передвигающихся на креслах-колясках.

Проведен тщательный анализ существующих технических средств реабилитации в этой области, получены консультации инвалидов, имеющих опыт пользования данными средствами.

Установлено, что в настоящее время на рынке реабилитационной техники существует кресло-коляска для комфортного плавания инвалидов фирмы "Tiralo" (Франция) – стоимость изделия составляет порядка 150 тыс. рублей.

Уникальная конструкция инвалидного кресла-коляски позволяет перемещать его с помощью рукоятки по песку и без труда закатывать в воду. Специальные поплавки, которыми оснащена коляска, выполняют функцию удержания устройства с инвалидом на воде. Кроме того, они предотвращают переворачивание коляски в воде.

"Tiralo" имеет округлые контуры для исключения нанесения повреждений человеку. Сиденье выполнено из гипоалергенного нейлона особого плетения, которое удобно облегает тело и также способствует плавучести на воде.

Принимая во внимание, что Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы" не предусмотрены средства на закупку кресел-колясок для обустройства пляжей и зон отдыха у воды, Департаментом направлены предложения по указанному вопросу в Департамент культуры города Москвы.

Следующая проблема по организации на дворовых территориях города парковочных мест для автомобилей инвалидов с использованием уличного запорного устройства.

Предлагается, что обустройство данных парковочных мест необходимо рассматривать только применительно к инвалидам-колясочникам, имеющим соответствующую запись в индивидуальной программе реабилитации и управляющим транспортным средством самостоятельно. Обустройство парковочных мест должно осуществляется в пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, где проживает инвалид-колясочник (в настоящее время зарегистрировано около 10 тыс. инвалидов-колясочников и, по предварительной оценке, не более 7-10% из них самостоятельно пользуются автомобилем).

С целью дальнейшей реализации поручения Мэра Москвы С.С. Собянина по вопросу обустройства парковочных мест для автомобилей инвалидов запирающими устройствами, данного на Координационном совете по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Мэре Москвы, Департаментом предложено дать поручение Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы определить единое техническое решение по типу запирающего устройства, а также, совместно с префектурами административных округов, подготовить предложения о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 02.07.2013 №428-ПП "О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве".

Департаменту социальной защиты населения города Москвы может быть поручена организация силами своих территориальных подразделений работа по подтверждению по заданным критериям необходимости выделения инвалиду-колясочнику парковочного места с запирающим устройством.

Одним из непростых направлений работы является оказание социальной, медицинской и иной помощи лицам, занимающимся бродяжничеством. В настоящий момент в центрах социальной адаптации имеется 1411 мест. Также в период сильных морозов были организованы дополнительные места для ночлега, общее количество которых составляет 223 места.

В учреждениях бездомным гражданам оказывается натуральная помощь (одежда, обувь), ежедневно предоставляется бесплатное питание, оказывается содействие в трудоустройстве, паспортизации, назначении пенсии, возвращении к прежнему месту жительства, получении жилья.

За 4 месяца текущего года в центрах социальной адаптации получили различную социальную помощь более 11 тысяч человек.

На улицах города в круглосуточном режиме работает Мобильная служба социальной помощи бездомным гражданам "Социальный патруль" (автопарк 30 автомашин), созданная на базе ГКУ ЦСА "Люблино".

Выезды мобильных бригад происходят как по вызовам, поступающим в диспетчерскую, так и в режиме патрулирования. Осуществляется регулярный объезд мест постоянного нахождения бродяг.

Вызвать службу "Социальный патруль" можно по телефонам круглосуточной "горячей линии" 8-495-720-15-08, 8-499-357-01-80, куда любой гражданин может сообщить о случаях нахождения бездомных граждан на территории города Москвы.

За 4 месяца текущего года специалистами Мобильной службы выявлено более 23 000 человек без определенного места жительства, которым оказана социальная помощь.

Для повышения качества социальных услуг, предоставляемых москвичам, ежегодно реализуется комплекс мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений системы социальной защиты населения города Москвы. В текущем году в рамках выделенных ассигнований в объеме 2 665,1 млн руб. планируется провести капитальный ремонт 157объектов, текущий ремонт – 110 объектов. Также предусмотрено приобретение мебели, реабилитационного и иного оборудования для оснащения 148 учреждений системы социальной защиты населения города Москвы.

В 115 районных управлениях социальной защиты населения (далее – УСЗН) москвичам оказывают 107 государственных услуг, в том числе производят выдачу 26 видов документов по принципу "одного окна".

В рамках модернизации системы социальной защиты в города Москвы осуществляются мероприятия по переводу государственных услуг в электронный вид, а также предоставлению их в клиентских службах УСЗН в МФЦ.

В настоящее время в электронный вид переведено 20 государственных услуг по назначению социальных выплат семьям с детьми при рождении ребенка, назначению компенсационных выплат детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами, многодетным семьям, по выдаче удостоверения многодетной семье, по предоставлению информации справочно-правового характера.

С января 2013 года за предоставлением государственных услуг в сфере социальной защиты населения в электронном виде обратилось около 10,0 тыс. человек.

Для совершенствования обслуживания населения по предоставлению государственных услуг создаются многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ). В каждом из 54 МФЦ районного уровня организованы рабочие места специалистов управлений социальной защиты населения районов города Москвы.

С начала года в УСЗН районов города Москвы, клиентских службах УСЗН, в МФЦ оказывают услуги по экстерриториальному принципу, т.е. независимо от места регистрации заявителей. В настоящее время по экстерриториальному принципу от граждан принято 3,2 тыс. заявлений.

Специалистами УСЗН в МФЦ с января 2013 года предоставляются 53 наиболее востребованные государственные услуги, в том числе: назначение пособий и компенсаций семьям с детьми, прием заявок на оформление Социальной карты москвича (СКМ), назначение региональной социальной доплаты, постановка льготных категорий граждан на учет для получения бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение, выдача справок о получении социальных выплат и о праве на государственную социальную стипендию малообеспеченным студентам.

По состоянию на 24.05.2013г. в МФЦ по вопросам социальной защиты поступило более 67 тысяч обращений граждан. 

 

ПОДГОТОВЛЕНО ДЕПАРТАМЕНТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Источник: Департамент социальной защиты населения города Москвы

 

16.06.14