Круглый стол в Московском государственном областном университете
25 ноября прошел круглый стол в Московском государственном областном университете «Инновационные реабилитационные технологии в системе лечебно-педагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности».
Инициатором такого интересного мероприятия выступила кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии факультета специальной педагогики и психологии.
В начале было зачитано приветственное слово декана факультета д.п.н., профессора А.А. Дмитриева. С первым докладом «Проблемное поле и узловые вопросы реабилитационной помощи детям с ограничениями жизнедеятельности» выступила д.м.н., заведующая кафедрой клинических основ дефектологии и специальной психологии И.Е. Лукьянова.
Далее выступали следующие участники круглого стола: д.м.н., профессор кафедры клинических основ дефектологии и специальной психологии И.А. Носатовский с докладом «Методологические особенности концепций лечения и реабилитации»; зам. руководителя Центра социальной, профессиональной, психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации, психолог ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России Е.В. Жукова с докладом «Стратегия формирования реабилитационных образовательных маршрутов детей-инвалидов в учреждениях медико-социальной экспертизы»; зам. директора центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области по научно-методической работе О.В. Ермолаева с докладом «Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии»; педагог-психолог центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области А.А. Валгепеа с докладом «Перспективы развития системы комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра»; д.м.н., профессор кафедры клинических основ дефектологии и специальной психологии Т.А. Рогачева с докладом «Инновационные технологии реабилитации больных с эпилепсией»; д.с.н. президент Национальной ассоциации больных с нарушениями функции экскреторной системы «АСТОМ» В.Г. Суханов с докладом «Особенности реабилитации стомированных детей».
При обсуждении докладов было особенно уделено внимание на введение понятия абилитации инвалидов как системы и процесса формирования отсутствующих у них способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности. Теперь на законодательном уровне утвержден новый порядок реабилитации, на основе разрабатываемой индивидуальной программы не только реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), но и программы абилитации указанных лиц.
Участниками круглого стола также были отмечены многочисленные недостатки ныне реализуемой абилитации детей. Было отмечено, что до сих пор отсутствуют данные в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида на образовательный маршрут. Заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) просто не работает. Что более 85% детей-инвалидов находятся на необоснованном домашнем обучении, при низком его качестве. А это, в свою очередь, порождает у ребенка-инвалида разрушение социально-интегративной интеракции.
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо перестраивать и соответствующий подход всех, кто разрабатывает индивидуальные программы реабилитации и тех, кто их исполняет. Нельзя продолжать практику формализма в столь важной сфере деятельности. Необходимо развивать межведомственное взаимодействие всех организаций-исполнителей, участников реабилитационной программы с ясной конкретикой реабилитационных и абилитационных мероприятий и сроками их выполнения. Причем важно начинать абилитацию и реабилитацию как можно в ранние сроки.
Д.с.н. Суханов В.Г. отметил о важности смещения точки приложения реабилитационного воздействия как у стомированных детей, так и у взрослых людей со стомой в момент, когда врачом выносится вердикт о неизбежности стомирующей операции, а не как происходит в настоящее время – через 4-6 месяцев после приобретения статуса «инвалид».
В заключении В.Г. Суханов сформулировал свой взгляд на реабилитацию: «Реабилитация – это социальное вписание в социум индивида, имеющего функциональные нарушения организма, приводящие к нарушению функционирования индивида в социуме, при условии комплексного сочетания целевых реабилитационных мероприятий, учитывающих индивидуальные особенности и причины всех нарушений».