IV Съезд некоммерческих организаций России прошел с 29 октября по 1 ноября 2013 года в Москве.
Более 1000 делегатов – руководителей крупнейших общественных структур, представителей федеральных и региональных органов государственной власти из 74 субъектов РФ приняли участие в IV Съезде некоммерческих организаций России, организованном с 29 октября по 1 ноября 2013 года в Москве.
Как и в прежние годы, главным организатором Съезда выступило Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО). Среди основных соорганизаторов – Общероссийский совет некоммерческих организаций (Совет Съезда). Мероприятия прошли при поддержке Общественной палаты РФ, Правительства Москвы и Агентства стратегических инициатив при участии Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ и Российской академии наук. Деловой партнер – Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", отраслевой партнер – Московский дом общественных организаций, организационные партнеры – Российская государственная библиотека, университеты: МЭСИ, МГГУ им. М.А. Шолохова. Информационными партнёрами Съезда выступили крупнейшие информационные агентства и некоммерческие организации.
Тысячам представителей некоммерческих организаций предоставилась возможность принять участие в мероприятиях Съезда в режиме видеоконференции. Для слабослышащих делегатов Съезда был организован синхронный сурдоперевод.
Торжественное открытие IV Съезда некоммерческих организаций Россиисостоялось 29 октября в Большом актовом зале Российской государственной библиотеки. Открывший Съезд председатель Организационного комитета, председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций, руководитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр АЙГИСТОВ в своем приветствии отметил, что Съезд проводится без участия госбюджетных средств, а уникальность съездовских мероприятий на протяжении вот уже нескольких лет заключается в том, что они организованы не по указанию какого либо органа государственной власти, а самими некоммерческими организациями, т.е. "снизу", что является подлинным свидетельством демократических преобразований в стране.
В адрес Съезда поступили многочисленные приветствия и письма поддержки от известных государственных и общественных деятелей, в том числе и от заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ Людмилы ШВЕЦОВОЙ, секретаря Общественной палаты РФ Евгения ВЕЛИХОВА, председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава НИЛОВА, председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам национальностей Гаджимета САФАРАЛИЕВА, президента ОАО "РЖД" Владимира ЯКУНИНА, а также от Администрации Президента РФ, Министерства иностранных дел РФ, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран-участников СНГ, Русской православной церкви, высшего руководства субъектов РФ и глав городов, общероссийских и международных общественных структур.
После "живого" исполнения военным духовым оркестром Государственного гимна РФ делегаты заслушали выступления почетных гостей Съезда – депутата Государственной Думы ФС РФ, члена комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Виталия ЗОЛОЧЕВСКОГО, члена Совета Федерации ФС РФ, заместителя председателя комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Руслана ГАТТАРОВА, депутата Государственной Думы ФС РФ, первого заместителя председателя комитета ГД по культуре, народного артиста СССР Иосифа КОБЗОНА, члена Общественной палаты РФ, председателя Комиссии ОП по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосифа ДИСКИНА, члена Общественной палаты РФ, заместителя председателя Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политикеАлексея АРБУЗОВА, члена Общественной палаты РФ, члена Комиссии ОП по региональному развитию, председателя Общественной палаты ХМАО – Югры Владимира ЗАБОЛОТСКОГО, члена Общественной палаты РФ, председателя Совета общественных наблюдательных комиссий Марии КАННАБИХ, председателя отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества Всеволода ЧАПЛИНА, депутата Московской городской Думы, председателя комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антона ПАЛЕЕВА и др.
В ходе пленарного заседания Съезда были обсуждены вопросы совершенствования государственной политики в некоммерческой сфере, участия НКО в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности, совершенствовании системы государственного и общественного управления, осуществлении общественного контроля над государственными расходами, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, вовлечении граждан в инновационные процессы и активную жизнь в информационном обществе и др.
Делегаты единодушно отметили, что география нынешнего Съезда, желание некоммерческих организаций страны не оставаться в стороне от дел государственной важности, обозначенных Президентом РФ В.В. Путиным, свидетельствуют о поступательном развитии Съезда как масштабного социального института. Конструктивная деятельность некоммерческих организаций, их плодотворное взаимодействие с органами государственной власти – важнейший элемент правового государства с развитым гражданским обществом.
В ходе дискуссий делегаты Съезда констатировали, что остается еще много искусственных барьеров на пути реализации важнейших начинаний в сфере гражданской активности, в большинстве случаев их причиной становится несовершенство законодательной базы. В связи с этим, делегаты высказались за скорейшее рассмотрение в парламенте ряда важных законопроектов, касающихся развития гражданского общества, некоммерческой и социальной сфер.
НКО изложили свою позицию по реформированию политической системы, которая должна предоставить возможность всем социальным категориям неформально включиться в процессы государственного и общественного управления, а также предложить руководству страны новые возможности решения задач обеспечения стабильного развития государства, защиты гражданского мира и общественного согласия.
Приветствуя инициативу Президента РФ В.В. Путина по обеспечению реализации новых механизмов участия институтов гражданского общества в управлении делами государства, делегаты подтвердили необходимость отработки четкого механизма общественного контроля за выполнением социальных программ, в частности, реализуемых за счет бюджетных средств. Активное вовлечение некоммерческих организаций в осуществление общественного контроля является одним из основных условий для поступательного развития государства.
По мнению делегатов, необходимо расширить возможности участия граждан и НКО в управлении делами государства, повысить открытость органов публичной власти, создать соответствующее правовое поле для поддержки деятельности социально ориентированных НКО, эффективно формировать государственный бюджет для обеспечения социальных нужд и поддержки деятельности некоммерческих организаций. При этом деятельность некоммерческих организаций должна вестись исключительно в условиях прозрачности, в зоне, свободной от коррупции. Для этого, считают делегаты, необходимо скорейшее принятие закона об общественном контроле как инструменте реализации и защиты интересов граждан.
На Съезде было отмечено, что во многом благодаря решительности представителей общественности в стране уже проведены эффективные антикоррупционные экспертизы, повысилась степень прозрачности информации о заработках государственных служащих и о проведении государственных закупок. Начал действовать, хотя и не в полной мере, общественный контроль правительственных инициатив, затрагивающих права граждан.
Делегаты Съезда также заявили об отсутствии государственного социального заказа для некоммерческих организаций, что особенно важно для структур, работающих в сферах социальной помощи и поддержки населения. Ситуация на сегодняшний день складывается таким образом, что некоммерческие организации сами "выпрашивают" себе работу в больницах, детских садах, домах-интернатах, учреждениях соцзащиты и др. В связи с формированием нового рынка социальных услуг, где деятельность НКО будет иметь большое значение, необходимо создать реестр и классификаторы услуг, которые государство сможет заказывать на условиях открытого конкурса, а не в рамках госзадания подведомственных структур.
В целях обеспечения финансовой независимости некоммерческих организаций, устойчивости социально значимых проектов делегаты признали необходимость дальнейшего развития социального предпринимательства. В частности, предложено разработать стандарты ведения некоммерческими структурами социального предпринимательства, формулирующие основные принципы развития бизнес-модели внутри социально значимых проектов, а также ускорить разработку и принятие закона о социальном предпринимательстве.
Одним из главных вопросов на Съезде стали имущественная и налоговая поддержка НКО. В частности, делегаты поратовали за необходимость расширения спектра нефинансовой поддержки, оказываемой малым и средним предприятиям, также и на некоммерческие организации, выполняющие социальные заказы.
Делегаты Съезда были серьезно обеспокоены и нехваткой квалифицированных кадров в некоммерческом секторе. Необходимо на государственном уровне в ближайшее время рассмотреть вопрос создания в высших учебных заведениях страны новых направлений, связанных с подготовкой специалистов-управленцев для некоммерческих структур, работающих в социальной и других сферах.
Не менее важным, по мнению делегатов, является вопрос информационной поддержки деятельности некоммерческих организаций, заключающейся в широком освещении в СМИ реализации социально значимых проектов. В частности, делегатами было предложено на законодательном уровне обязать федеральные и региональные СМИ публиковать материалы, связанные с социально полезными инициативами с участием НКО.
Дискутируя на тему национальной идеи, делегаты Съезда указали на необходимость усиления роли патриотического воспитания, которое является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития всего российского общества, активной гражданской позиции личности, ее готовности к самоотверженному служению своему отечеству. Патриотизм как социальное явление, констатировали делегаты, должен стать цементирующей основой существования и развития всех народов России.
Обсуждая проблемы национальной системы образования, делегаты посетовали на отсутствие конкуренции среди образовательных учреждений: распределение финансирования в современных вузах никак не связано с качеством образовательных услуг. И в этой связи нельзя недооценивать потенциал некоммерческих образовательных структур, которые работают в куда более сложных условиях, не имеют, как правило, достаточной материально-технической базы и для выживания вынуждены максимально подстраиваться под потребности общества.
Положительный эффект деятельности современных НКО проявляется во многих сферах жизни общества, и не в последнюю очередь – в сфере культуры. Делегаты – представители творческих союзов – выступили за то, чтобы российская культура стала реальной опорой для государства, а благоприятные условия для ее прогрессивного развития должны создаваться во взаимодействии с творческими союзами и другими некоммерческими организациями. Отмечено, что сегодня незаслуженно забыты многие наделенные талантом деятели культуры, несмотря на то, что их работы стали мировым достоянием, продолжающим славные традиции нашей многонациональной родины. Необходимо скорейшее совершенствование государственной политики в этой сфере, определение творческих союзов как некоммерческих социально ориентированных профессиональных организаций, закрепление в законе оказания государством поддержки творческим НКО путем их целевого финансирования.
Представители некоммерческой сферы единодушно высказались за необходимость и дальше развивать самостоятельность, самоорганизацию, финансовую независимость, добровольчество, активность общественных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что будет способствовать особому доверию населения к власти.
Делегаты убеждены, что некоммерческие организации многое могут изменить к лучшему в нашей стране, особенно в социальной сфере, в жизни обычных людей. И здесь чрезвычайно важна неформальная государственная поддержка и, что особенно важно, понимание высшими должностными лицами в правительственных структурах на всех уровнях основных принципов существования НКО и их уникальных возможностей донесения позиции власти до населения.
Необходимо, отметили делегаты, расширять участие некоммерческих объединений на всех участках управления муниципальными образованиями. Жители каждой территории должны иметь возможность участвовать в разработке планов социально-экономического развития городов и сел, получая одновременно понимание своего места в "канве" общих усилий по достижению результатов. Это позволит активизировать население по включению в конкретные проекты, а также даст возможность гражданам самостоятельно контролировать не только действия властей, но и свои собственные. Самые активные НКО и граждане могут и должны включаться в систему государственного и муниципального управления, что выстроит систему социальных лифтов и отчасти решит кадровую проблему государства. Ключевым фактором реализации такой системы является обучение представителей НКО, формирование пула экспертов из представителей третьего сектора.
Делегаты констатировали, что только крепкий союз общественных структур, бизнеса и государства комплексно сможет решать важнейшие социальные задачи, а это возможно при условии, когда все звенья триумвирата будут действовать только в интересах человека, личности, гражданина. Была выражена надежда, что отечественные бизнес-структуры, отдельные меценаты, благотворительные фонды будут еще более интенсивно инвестировать в социально значимые проекты, оказывать всемерное содействие гражданскому обществу в развитии добровольчества.
В заключение дискуссий первого дня Съезда делегаты единодушно пришли к выводу, что необходимо установить государственный праздник – День работников некоммерческих организаций России. Предложены два варианта предварительной даты – 29 октября или последнее воскресенье октября. Помимо некоммерческих организаций, инициативу поддержали присутствующие в зале представители Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ, Общественной палаты РФ, руководства субъектов РФ.
Кроме того, учитывая, что следующий, V Съезд некоммерческих организаций России должен стать юбилейным, делегаты единогласно выразили общее мнение – пригласить на юбилейное мероприятие главу государства, президента РФ Владимира ПУТИНА.
По окончании первого дня Съезда состоялся товарищеский коктейль и неформальное общение.
30 октября в рамках IV Съезда некоммерческих организаций России состоялась Всероссийская конференция "ГОСГРАНТ", посвященная вопросам совершенствования системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Целями конференции стали: информирование организаций о существующих механизмах господдержки социально значимых проектов; выработка решений по совершенствованию регламентов проведения конкурсов на предоставление грантов и субсидий, деятельности экспертных комиссий по определению лучших проектов; обмен лучшим опытом реализации субсидируемых проектов; формирование правовой, юридической, финансовой и политической культуры НКО в вопросах взаимодействия с государством.
На пленарных заседаниях Конференции выступили депутат Государственной Думы ФС РФ, первый заместитель председателя комитета ГД по образованию Олег СМОЛИН, директор департамента инновационного развития министерства экономического развития РФ (лауреат Общественной премии "ГОСГРАНТ") Артём ШАДРИН, начальник управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы Владимир МИШЕЛОВИН, президент Института проблем гражданского общества (дважды лауреат Общественной премии "ГОСГРАНТ") Мария СЛОБОДСКАЯ, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ирина КУЗНЕЦОВА, член Общественной палаты РФ, директор Дальневосточного центра местного самоуправления Нина ПОЛИЧКА, руководитель аппарата Общественной палаты города Москвы (лауреат Общественной премии "ГОСГРАНТ") Светлана ГЛАДКОВА, начальник управления молодежных гражданских и социальных программ Федерального агентства по делам молодежи Игорь РАЕВИЧ, главный научный сотрудник Института системного анализа Российской академии наук Владимир ЯКИМЕЦ, директор департамента гуманитарной политики Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ Елена ПОЛУШКИНА, председатель центральной контрольной комиссии Российского союза молодежи Игорь ФАТОВ и др.
В рамках Конференции делегаты обсудили актуальные вопросы законодательного обеспечения поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, антимонопольной политики в сфере господдержки институтов гражданского общества, развития механизмов социального заказа и оказания некоммерческими организациями социальных услуг населению, внедрения Федеральной контрактной системы, рассмотрели особенности проведения конкурсов на предоставление субсидий НКО для реализации социально значимых проектов в сфере культуры и искусства, молодежных гражданских и социальных программ, мероприятий, направленных на развитие гражданского общества, проектов НКО в сфере образования, здравоохранения и популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания, комплексных социально-экономических и политических исследовательских проектов и др.
Делегаты выразили удовлетворение выполнением резолюции предыдущего Съезда в части совершенствования процедуры проведения конкурсов на предоставление грантов и субсидий некоммерческим организациям на уровне Общественной палаты РФ (гранты Президента РФ), Минэкономразвития РФ, Комитета общественных связей Правительства Москвы, отдельных регионов РФ. В частности, по предложению делегатов Съезда предыдущего созыва был внедрен двухэтапный порядок проведения конкурсов: на первом этапе – конкурс концепций проектов (без предоставления полного пакета заверенных учредительных документов), победители первого этапа допускаются ко второму этапу – непосредственно конкурсу отобранных заявок.
Положительные изменения последовали и в части создания в сети Интернет личного кабинета грантозаявителя со встроенным мастером заявок, а также специализированных информационных платформ для работы экспертов. Однако, до сих пор не внедрена технология электронной подписи, позволяющая как грантозаявителям, так и организаторам конкурса, в дистанционной форме подавать и оценивать заявки. При этом подписывать и отправлять почтой или курьером заявки и экспертные заключения не потребуется.
В то же время делегаты посетовали на фактическое отсутствие обратной связи между грантооператором и грантозаявителем. В частности, было зафиксировано, что комиссии по распределению грантов в спорных вопросах самостоятельно принимают решение о снижении суммы или отказе НКО в получении субсидии, не задав при этом уточняющие вопросы самой некоммерческой организации. Предлагается по результатам проведения второго этапа конкурса определять перечень проектов, по которым планируется снижение суммы, и вызывать грантозаявителей для ответов на вопросы членов комиссии. Данная мера, по мнению делегатов, позволит уменьшить непонимание со стороны НКО, вызванную этим агрессию, а также обеспечить открытость работы грантовых комиссий и существенно снизить количество ошибочно принятых решений.
Представители некоммерческих организаций отметили, что на сегодняшний день НКО, реализующие проекты федерального масштаба, не имеют никаких формальных преференций при определении суммы гранта перед НКО, реализующими проекты регионального и местного уровня. В частности, нет механизмов, регламентирующих порядок определения сумм субсидий с учетом опыта работы организаций-грантозаявителей, количества и масштаба осуществленных ими проектов, срока активной деятельности и т.д. В связи с этим, делегаты отметили необходимость создания четкого регламента, в котором будет содержаться градация сумм, выделяемых некоммерческим организациям в зависимости от их опыта и масштаба проектов. По мнению делегатов, данная мера позволит обеспечить прозрачность при определении сумм субсидий для проектов, а также увеличить количество профинансированных проектов.
Анализируя результаты проведения конкурсов на предоставления грантов и субсидий, делегаты Съезда предложили следующие условия, которые предложено включить в регламенты определения сумм грантовой поддержки:
- Если организация активно работает менее 2-х лет, то максимальная сумма гранта может составить не более 0,3 млн. рублей;
- На проект регионального масштаба можно получить субсидию не более 1,5 млн. рублей;
- На проект межрегионального масштаба можно получить субсидию не более 3 млн. рублей;
- На проект федерального масштаба можно получить субсидию не более 5 млн. рублей;
- На инфраструктурный проект федерального масштаба, направленный на поддержку других некоммерческих организаций, можно получить субсидию не более 10 млн. рублей;
- Если проект не направлен на поддержку других некоммерческих организаций (не является инфраструктурным), а также если на него была выделена субсидия в предыдущем году, то проект может получить субсидию в размере не более 50% от суммы, выделенной в прошлом году.
Наряду с существенным улучшением механизмов конкурсных отборов НКО для оказания финансовой поддержки, делегаты указали на то, что в настоящее время критерии, по которым оцениваются грантовые проекты, являются недостаточно четкими и не могут комплексно охарактеризовать социально значимый проект. В связи с этим, предлагается расширить направления для оценки проектов такими позициями, как проработанность вопроса обеспечения финансовой устойчивости проекта по окончании срока грантовой поддержки (будующая самоокупаемость социально значимого проекта), тиражируемость и распространение опыта по реализации проекта среди других некоммерческих организаций.
Делегаты посетовали на то, что некоммерческие организации, чьи проекты не были поддержаны, зачастую не могут посмотреть, какой балл им присвоен, на каком месте они находятся, ведь по результатам конкурса большинство грантооператоров, к сожалению, публикуют только список тех организаций, которым предоставляются субсидии, зачастую без указания присвоенных баллов. Делегаты предлагают предусмотреть единую форму, по которой грантооператоры будут публиковать результаты конкурса. В форме предлагается отражать информацию о всех поданных заявках, суммы выделенных субсидий, баллы, которые набрали проекты по результатам их оценки, а также общий проходной балл.
Делегаты обеспокоены также тем фактом, что грантозаявители не имеют возможности получить информацию грантооператора о том, почему их проект не прошел конкурс. Из-за отсутствия подобной информации некоммерческие организации не могут качественно улучшить свои проекты. В связи с этим делегаты рекомендуют грантооператорам предусмотреть рассылку писем некоммерческим организациям, подавшим проект на конкурс и не получившим субсидию, с разъяснением того, по каким причинам их проект не получил грант, а также содержащих рекомендации по совершествованию проекта. Очевидно, данная мера повысит нагрузку на грантооператоров, поэтому делегаты рекомендуют в будущем увеличить объем средств, выделяемых на деятельность устроителей конкурсов и привлеченных экспертов.
Делегаты также обратили внимание на необходимость определения перечня СМИ, в которых заблаговременно будет размещаться вся информация о планируемых конкурсах грантов для НКО.
Кроме того, делегаты вышли с инициативой о создании единой сети грантооператоров, позволяющей объединить экспертов и исключить ситуацию, когда гранты выделяются разными грантооператорами одной организации на один и тот же проект, а также появятся новые возможности экспертизы и сотрудничества.
Делегаты – представители субъектов РФ предложили рассмотреть вопрос о проведении конкурсов на предоставление грантов, распределив сумму финансирования по федеральным округам с учетом количества жителей и активно действующих НКО.
Анализируя ситуацию, связанную с нехваткой квалифицированных кадров в НКО, делегаты пришли к выводу о необходимости создания отечественной грантовой программы, направленной на повышение квалификации работников некоммерческой сферы. Особо ценным, по мнению делегатов, является возможность получения грантов НКО на зарубежные стажировки руководителей организаций и проведение встреч с представителями успешных зарубежных НКО.
Делегаты Съезда вышли с инициативой создания федеральной биржи социальных проектов, которая, с одной стороны, будет являться площадкой по тиражированию наиболее эффективных региональных и местных социально значимых инициатив, с другой – единым порталом для социально ответственного бизнеса, с помощью которого можно будет подобрать наиболее эффективный проект для его дальнейшего финансирования.
* * *
В рамках Всероссийской конференции "ГОСГРАНТ" состоялась торжественная Церемония вручения Общественной премии за вклад в развитие и поддержку некоммерческого сектора Российской Федерации (Общественной премии "ГОСГРАНТ 2013").
Главная цель Премии – общественное признание заслуг лучших организаций-грантооператоров, неправительственных фондов, социально ответственного бизнеса, а также субъектов РФ и отдельных государственных и общественных деятелей, работающих в сфере поддержки социально значимых проектов.
Символ Премии – бронзовая статуэтка древнего Атланта. По легенде этот могучий титан во время войны титанов с богами держал на своих плечах Небесный свод. Атлант и сейчас является символом непоколебимой воли и силы, готовый взять на себя ответственность, не бояться взвалить на свои плечи непосильную ношу и нести её до победного конца.
В течение месяца шло выдвижение делегатами организаций и отдельных персон, по результатам которого перечень номинантов Премии составили 70 организаций, субъектов РФ и персоналий. На втором этапе представители экспертного сообщества Премии – делегаты Съезда – проголосовали за своих выдвиженцев, заполнив 29 октября на открытии IV Съезда некоммерческих организаций России специальный бюллетень. В этот раз, экспертами Премии выступили 434 представителя некоммерческих организаций России.
По результатам подсчета голосов и решением Оргкомитета статус лауреата Общественной премии ГОСГРАНТ присвоен в десяти номинациях:
– "За прозрачность в проведении конкурсов на предоставление грантовой поддержки" – Комитет общественных связей Правительства Москвы (49 голосов)
– "За высокие результаты поддержки социально значимых проектов" – Федеральное агентство по делам молодежи (41 голос)
– "За лучшее сопровождение грантовых проектов" – Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран-участников СНГ (39 голосов)
– В персональной номинации в категории "общественные и государственные деятели, грантооператоры" – начальник Управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы Владимир МИШЕЛОВИН (51 голос)
– "За высокие результаты в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне" в категории "Субъекты РФ" – Алтайский край (76 голосов), Архангельская область (72 голоса), Липецкая область (65 голосов)
– В персональной номинации в категории "Субъекты РФ" – президент Республики Башкортостан Рустэм ХАМИТОВ (113 голосов)
– "За заслуги в области поддержки социальных проектов" в категории "социально ответственный бизнес" – Региональный сетевой информационный центр RU-CENTER (48 голосов)
– В персональной номинации в категории "общественные и государственные деятели, грантооператоры" – президент Гражданской палаты Карачаево-Черкесской Республики Асият ХАБИЧЕВА (41 голос)
В этот раз партнерами Церемонии вручения Общественной премии "ГОСГРАНТ" выступили Шоу-балет "Идеал", Благотворительный фонд помощи многодетным семьям Камчатки "Родник", Некоммерческое партнерство "Гильдия Книжников" и композитор Арсений ТРОФИМ.
Кульминацией второго дня Съезда стало расширенное заседание президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций (Совета Съезда).
Общероссийский совет некоммерческих организаций создан в 2012 году по инициативе делегатов предыдущего, III Съезда некоммерческих организаций России, как общественный орган, постоянно действующий между ежегодными Съездами некоммерческих организаций России. Совет включает в себя президиум и бюро президиума. Члены президиума Совета являются полномочными представителями (по одному в каждом субъекте РФ) и представителями Совета в субъектах РФ. Членами Совета являются делегаты (персоналии и организации) Съездов некоммерческих организаций России всех созывов.
Основная задача Совета – ведение через членов президиума Совета – полномочных представителей Совета и представителей Совета в субъектах РФ и на федеральном уровне постоянной работы по выполнению итоговых резолюций ежегодных Съездов некоммерческих организаций России.
На расширенном заседании президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций была заслушана информация о деятельности Совета за 2013 год, состоялись выступления членов президиума Совета, посвященные вопросам работы Совета, а также утвержден новый состав президиума Совета путем прямого открытого голосования.
Также были определены полномочия и функции членов президиума Совета, согласно которым член президиума Совета, являющийся полномочным представителем Совета в субъекте РФ, обязан информировать руководство региона, осуществлять представительские функции и организационно-техническое содействие в выполнении итоговой резолюции Съезда в своем субъекте РФ, проводить соответствующие мероприятия.
На заседании прямым открытым голосованием был единогласно избран председатель президиума Совета – им вновь стал председатель Организационного комитета IV Съезда некоммерческих организаций России, руководитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр АЙГИСТОВ. Срок полномочий – пять лет.
По завершении расширенного заседания президиума Совета для иногородних делегатов Съезда состоялась трехчасовая обзорная экскурсия по историческим местам столицы России, организованной Благотворительным фондом "Мир–Детям" и проведенной его руководителем – Софьей САВЕЛОВОЙ.
31 октября в Большом конференц-зале Общественной палаты РФ в рамках IV Съезда некоммерческих организаций России состоялся Второй Всероссийский форум "Инфо=ОБЩЕСТВО 2013: электронное государство нового поколения и участие граждан". Форум модерировали руководитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр АЙГИСТОВ и секретарь Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ, заместитель генерального директора РАРИО Александр ШЕПИЛОВ.
Проблематика Форума была связана с вопросами реализации государственной политики в сфере развития информационного общества и государственной социальной политики, увеличения социального эффекта от "электронного правительства", обеспечения национальной информационной безопасности, взаимодействия граждан и власти с помощью информационно-коммуникационных технологий и инструментов электронной демократии.
С докладами на пленарном заседании Форума выступили заместитель начальника управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Администрации Президента РФ Павел ПУГАЧЕВ, начальник отдела электронного правительства Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Сергей СЕДОЙКИН, депутат Государственной Думы ФС РФ, первый заместитель председателя комитета ГД ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид ЛЕВИН, президент ОАО "Универсальная электронная карта" Алексей ПОПОВ, председатель Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина ПОПОВА, президент Фонда ФОСТАС Евгений ЗИНДЕР, директор Информационного центра ООН в Москве Александр ГОРЕЛИК, координатор Аналитической ассоциации Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Игорь ПАНАРИН, директор департамента информатизации Тюменской области Александр АЛБЫЧЕВ, начальник управления информатизации Пензенской области Александр АНТОНОВ, председатель правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности Виктор МИНИН, заведующая лабораторией проблем развития информационного общества Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Ольга ВЕРШИНСКАЯ и др.
На Форуме были обсуждены актуальные вопросы использования информационных технологий и инструментов электронной демократии в некоммерческом секторе, выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Были рассмотрены направления Государственной программы РФ "Информационное общество (2011-2020 годы)", связанные с развитием электронной демократии и "обратной связи" с населением, защитой персональных данных, культурой информационной безопасности личности.
Особое внимание было уделено вопросам удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, рассмотрены эффективные механизмы и опыт субъектов РФ в привлечении граждан к использованию государственных информационных систем, практика проведения мотивационных мероприятий среди населения, обучения социально уязвимых категорий граждан навыкам использования ИКТ и др.
Делегаты Съезда – участники Форума – отметили, что век информационного общества задает совершенно новые направления решения задач сохранения духовной и национальной идентичности российского народа, обеспечения социальной и политической стабильности, укрепления государства. Проблемы развития гражданского общества и информационного общества неразделимы, этап развития информационного общества переходит в принципиально новое качество – обращение государства к гражданину.
Несмотря на то, что получили развитие новые механизмы и технологии управления, а также активно создаются государственные информационные ресурсы "обратной связи" и сервисы электронной демократии, делегаты акцентировали внимание на том, что многомиллиардные вложения в информатизацию до сих пор не приносят ожидаемого социального эффекта, нацеленного на улучшение качества жизни граждан.
Кроме того, делегаты выразили озабоченность в связи принятым решением о сокращении количества предоставляемых населению государственных услуг в электронной форме. Согласно новой концепции на Едином портале госуслуг их можно будет получить около 20. На функционирование портала уже потрачено свыше 20 млрд. рублей. В Госпрограмме "Информационное общество (2011 – 2020 годы)" прописано, что к концу 2013 года 98% федеральных и 44% региональных услуг должны оказываться в электронном виде – данные показатели не достигнуты.
Виной всему, считают эксперты, слабое межведомственное взаимодействие: каждое ведомство отчитывается, что работа проведена, но услуги гражданам не оказываются. А основная проблема сайта госуслуг заключается в том, что у него нет единого архитектора, полностью отвечающего за его реализацию. Даже существенно сократив количество предоставляемых услуг, эту проблему не решить: выйдут поправки в законодательство, и проект снова будет давать сбои. Делегаты пришли к выводу, что сокращение количества госуслуг противоречит основополагающим документам, принятым Президентом РФ и Правительством РФ за последние годы, начиная от Стратегии развития информационного общества в РФ, заканчивая майскими указами главы государства.
Учитывая обозначенные проблемы, делегаты единогласно высказались за необходимость создания в России нового института – единого IT-архитектора страны, который, как предполагается, будет отвечать за налаживание эффективного взаимодействия всех участников процесса перевода и оказания государственных услуг в электронном виде.
Делегаты также отметили серьезную нехватку специалистов в сфере электронного правительства среди государственных служащих на региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим необходимо создание комплексной многоуровневой системы подготовки подобных профессиональных кадров, предусматривающую участие образовательных учреждений, экспертных сообществ, бизнес-структур и некоммерческих организаций в разработке и экспертизе образовательных программ, включая разработку требований, предъявляемых к содержанию подготовки и компетенциям обучаемых с учетом государственных стандартов и местных особенностей.
Делегаты считают, что уже необратимо изменилась вся информационная среда, в которой электронное правительство составляет лишь отдельную часть. Именно поэтому нужно разрабатывать новую концепцию развития информационного общества как доктрину комплексной информационной и материальной среды обитания человека.
Делегаты также констатировали, что электронное государство нового поколения предполагает существенное повышение социальной активности общества по всем направлениям деятельности власти. По мнению делегатов, сосредоточить внимание необходимо на социальных аспектах внедрения государственных электронных сервисов, а также на способность государства максимально эффективно и быстро оказывать гражданам нужные им услуги и комплексно реагировать на изменения социально-политической ситуации.
Делегаты отметили, что в современном мире развитие подлинной демократии опирается не столько на власть, сколько на гражданское общество, на некоммерческие структуры. В России же становление сильного гражданского общества протекает достаточно сложно и не быстро, поэтому актуальной задачей становится поиск и внедрение механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни страны, их участия на всех уровнях публичного управления.
По мнению делегатов нужно активно продвигать всё, что связано с электронной демократией, так как она является важной частью прямой демократии. Для граждан важно знать, что делает тот или иной орган власти, люди должны иметь возможность задать вопрос госслужащему и получить на него ответ, а также воспользоваться государственными услугами. В дискуссию также должны быть вовлечены некоммерческие организации, через которые обычные граждане смогут в конечном счете доносить свои предложения по улучшению законодательства в стране. Площадки "открытого правительства" должны иметь эффективные механизмы привлечения широкой общественности к обсуждению вопросов обеспечения открытости деятельности органов государственной власти.
Делегаты обеспокоены тем фактом, что еще не получил широкого распространения механизм обращений и запросов граждан и организаций в органы власти в электронном виде, отсутствуют процедуры, которые бы юридически гарантировали и практически обеспечивали полное равенство этих обращений и процедур перед их физическими аналогами. Сохраняется, а в отдельных случаях и растет цифровое неравенство между федеральным центром, субъектами РФ и муниципалитетами. Проникновение интернета протекает также неравномерно, качество доступа к информационным ресурсам в масштабах страны находится ещё на недостаточном уровне.
Нашей стране, считают делегаты Съезда, необходимо разработать такую бизнес-модель, чтобы предпринимателям было выгодно заниматься подключением к интернету населенных пунктов в труднодоступных районах. Нужны новые условия для предпринимателей. Важно продумать механизмы преодоления цифрового неравенства, необходимо обеспечивать оптоволоконные подключения, развивать систему спутникового интернета.
Делегаты Съезда – представители субъектов РФ – высказались за необходимость формирования четкой государственной политики, направленной на привлечение граждан к активной жизни в информационном обществе. По мнению экспертов – участников мероприятия – отсутствуют эффективные мотивационные инструменты популяризации механизмов электронной демократии среди населения. Без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к этим инновациям. Также при внедрении новых информационных продуктов для населения необходимо проводить комплексные исследования спроса на эти предложения.
Делегаты согласились с актуальностью тиражируемых и масштабируемых социальных проектов по обучению российских граждан – представителей социально незащищенных категорий граждан и старшего поколения – навыкам информационной грамотности, использования средств ИКТ и интернет-коммуникаций, получения государственных услуг в электронном виде и пользования новейшим инструментарием электронной демократии. Также участники мероприятия высказались о необходимости дополнения Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" в части мотивации и массового обучения граждан РФ базовым навыкам использования информационно-коммуникационных технологий. Рекомендуется также ввести систему целевых показателей обучения граждан РФ использованию систем электронного правительства и электронной демократии.
Эксперты выразили серьезное беспокойство, что до сих пор граждане получают недостаточную обратную связь по их инициативам, размещенным на официальных порталах в сети Интернет, в связи с чем необходимо увеличить объем обязательств Правительства РФ. Для развития электронной демократии и роста социально-экономического благополучия государству необходимо перейти от роли незаинтересованного поставщика госуслуг к активному взаимодействию с гражданами. Государственные услуги прежде всего должны быть ориентированы на человека, а не на формат работы органов власти, при этом надо особо учитывать потребности граждан с ограниченными возможностями.
Все эти проблемы, препятствующие развитию информационного общества в нашей стране, но затрагивающие интересы самых широких слоев населения и носящие комплексный характер, не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или коммерческих проектов, констатировали делегаты Съезда. Необходимо широкое обсуждение этих вопросов с участием всех заинтересованных сторон при условии обязательного привлечения некоммерческих организаций и граждан.
В рамках Форума состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса региональных образовательных практик "Информационные технологии для старшего поколения". Организатор Конкурса – Экспертный центр электронного государства при поддержке Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО).
В церемонии награждения приняли участие заместитель начальника управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Администрации Президента РФ Павел ПУГАЧЕВ и руководитель Экспертного центра электронного государства Павел ХИЛОВ.
Лауреатами Конкурса стали:
– Министерство социального развития и труда Астраханской области (Программа обучения пенсионеров компьютерной грамотности "Все в сеть!")
– Министерство образования и науки Самарской области (Программа "Электронный гражданин")
– Министерство социальной политики Свердловской области (Школа пожилого возраста / Региональная комплексная программа "Старшее поколение")
– Департамент информатизации Тюменской области (Программа по повышению компьютерной грамотности населения Тюменской области "Расширяя горизонты")
– Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии (Программа "Основы компьютерной и информационной грамотности")
– Департамент образования и науки Брянской области (Программа "Обучение граждан работе с государственными и региональными порталами")
– Департамент Смоленской области по информационным технологиям (Компьютерные курсы по обучению работе на компьютере для граждан пожилого возраста "Интернет для жизни и общения")
– Министерство социальных отношений Челябинской области (Программа "Информационные технологии для старшего поколения")
– Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Программа "Электронный гражданин")
– Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (Республиканская целевая программа "Народный университет третьего возраста")
– Департамент информатизации и связи Ярославской области (Проект "Ликвидация цифрового неравенства")
– Министерство информационных технологий и связи Ростовской области (Проект "Создание условий для повышения компьютерной грамотности населения")
– Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (Проект "Электронный гражданин Нижегородской области")
– Министерство образования Оренбургской области (Программа "Основы применения ИКТ в профессиональной деятельности")
Параллельно в других залах Общественной палаты РФ в рамках Форума прошли обучающие семинары и мастер-классы для НКО по использованию информационных технологий в реализации масштабных социально значимых проектов.
Мастер-класс "Создание, поддержка и продвижение интернет-сайтов некоммерческих организаций" провела руководитель пресс-службы Регионального сетевого информационного центра "RU-CENTER" Виктория БУНЧУК; мастер-класс "Механизмы взаимодействия власти и общественных структур с помощью информационных технологий на примере города Москвы" провела руководитель Московского городского ресурсного центра гражданского общества Московского Дома общественных организаций Елена ГЛАДКОВА; семинар "Сетевое проектное взаимодействие на базе социальных IT-платформ. Деятельные сообщества" провел руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь ЗАДОРИН; мастер-класс "Правильное позиционирование социально значимого проекта в электронных СМИ и в блогосфере" провела заместитель главного редактора LiveJournal.com Светлана ФАДДЕЕВА.
1 ноября в аудиториях Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в рамках IV Съезда некоммерческих организаций России в три потока прошли обучающие семинары, мастер-классы и круглые столы на актуальные темы развития некоммерческого сектора.
Мастер-класс "Законодательное обеспечение деятельности НКО" провела юрист, независимый консультант Алла ТОЛМАСОВА; семинар "Новейшие информационные технологии и специализированные сервисы для некоммерческих организаций" провела менеджер по социальным проектам Microsoft Юлия САРВИРО; семинар "Участие НКО в конкурсах на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" провела руководитель Ассоциации обучающих центров, полномочный представитель РАРИО в Алтайском крае Татьяна БАСАРГИНА; мастер-класс "Налогообложение в некоммерческом секторе" провела налоговый консультант НП "Юристы за гражданское общество" Зоя ДАВЫДОВА; мастер-класс "Фишки" в управлении и мотивации участников социальных проектов" провела советник руководителя РАРИО по управленческим компетенциям Вероника ЯРНЫХ; круглый стол "Привлечение НКО и граждан к решению проблем на муниципальном уровне. Принципы муниципальной демократии" провел депутат Муниципального округа "Новокосино" г. Москвы, советник руководителя РАРИО по вопросам муниципального управления Игорь БОЙКО; семинар "Социальное предпринимательство как механизм устойчивого развития некоммерческих организаций. Как создать бизнес-модель внутри социально значимого проекта?" провел руководитель дирекции разработки программ Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" Евгений ЖИВОГЛАЗОВ; мастер-класс "Искусство менеджмента в НКО. Европейский опыт" провел председатель правления ассоциации ИКаРуС – Межкультурная коммуникация и русский язык, полномочный представитель РАРИО в ФРГ Томас ХЕНЧЕЛЬ; мастер-класс "Создание отдела продаж в НКО. Маркетинг без бюджета или как привлечь деньги на то, что мы делаем бесплатно?" провел управляющий партнер компании Moko consulting, советник руководителя РАРИО по вопросам развития деловых связей Константин ДУБРОВИН.
Параллельно с круглыми столами, семинарами и мастер-классами проходили встречи и индивидуальные консультации представителей НКО и органов власти, членов президиума ОС НКО – представителей Общероссийского совета некоммерческих организаций в субъектах РФ с председателем президиума Совета Александром АЙГИСТОВЫМ.
По окончании обучающих и консультационных мероприятий состоялось заключительное заседание Съезда, на котором делегаты подвели итоги четырехдневных мероприятий, обменялись мнениями и планами на будущее.
Организационными партнерами Съезда выступили Российская государственная библиотека, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Деловой партнер – Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", Security партнер – Лаборатория Касперского, партнер Форума "Инфо=ОБЩЕСТВО" – компания ИнтерТраст, интернет-партнер – RU-CENTER, образовательный партнер – компания "Электронный журнал", оператор – Группа компаний "Информ Девелопмент".
Стратегический партнер Съезда – Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Центрального федерального округа "Центрально-Черноземная", партнер безопасности – Союз защитников информации, отраслевой партнер – Московский Дом общественных организаций, партнер сурдоперевода – Общероссийский союз общественных организаций "Помощь и созидание", медиапартнер – газета "Народная инициатива", партнеры-грантооператоры – Российский союз молодежи, Общество "Знание" России, Институт проблем гражданского общества, блог-партнер – LiveJournal, партнеры Общественной премии "ГОСГРАНТ" – некоммерческое партнерство "Гильдия книжников" и Благотворительный фонд помощи многодетным семьям Камчатки "Родник". Социопартнер – Исследовательская группа "ЦИРКОН".
Генеральные информационные партнеры – ИТАР ТАСС, портал НКО, газета "Ведомости" и социальная сеть "Госбук". Эксклюзивные информационные партнеры – Федеральный справочник, Российская газета, Российское управленческое сообщество и журнал "Время инноваций".
Музыкальное сопровождение Съезда – военный оркестр штаба ЦРК ВВ МВД России, композитор Арсений ТРОФИМ и шоу-балет "Идеал", экскурсионный партнер – Благотворительный фонд "Мир – Детям".
Источник: Пресс-релиз IV Съезда некоммерческих организаций России
05.11.13